В 13-ти регионах Южного федерального округа созданы группы оперативного управления (ГОУ), которые будут координировать деятельность силовых структур по противодействию терроризму. Руководители ГОУ назначены - ими стали старшие офицеры внутренних войск. В оперативном подчинении у каждой группы будет находиться отряд милиции специального назначения численностью около 70 человек. Об этом доложил в четверг президенту Владимиру Путину министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Это только часть тех мер, которые начали предпринимать власти для противодействия терроризму
"Тринадцатый полковник
'Закрытый' указ о создании групп оперативного управления для борьбы с вылазками террористов президент Владимир Путин подписал 2 августа. Цель - не допустить на территории Южного федерального округа крупных террористических акций, наподобие той, что была проведена боевиками в ночь на 22 июня 2004 года в Ингушетии. Напомним: тогда боевики на несколько часов захватили Назрань и несколько других населенных пунктов и убили более 90 сотрудников милиции, ФСБ, прокуратуры. При расследовании обстоятельств налета выяснилось, что действия силовых структур республики (в том числе и дислоцированных в Ингушетии армейских подразделений) в ту ночь были абсолютно не скоординированными. Достаточно вспомнить, что через несколько дней после акции боевиков ингушские контрразведчики заявили, что знали о грядущем налете и предупредили президента Ингушетии и МВД республики. Правда, те, в свою очередь, категорически опровергли слова чекистов.
Исключительную важность реального взаимодействия силовых структур в борьбе с терроризмом подтвердили и последние трагические события в Беслане.
Сначала предполагалось, что группы оперативного управления будут действовать в 12 регионах ЮФО (помимо Чечни): 15 августа Рашид Нургалиев представил президенту 12 полковников внутренних войск - руководителей ГОУ. Нужно отметить, что войсковики МВД были выбраны не случайно: с июля прошлого года официальное руководство контртеррористической операцией на Северном Кавказе перешло от ФСБ к МВД.
Но в четверг Рашид Нургалиев доложил Владимиру Путину о создании оперативных групп уже не в 12, а 'во всем Северо-Кавказском регионе, всех 13 субъектах Федерации, в том числе в Чеченской Республике'. Правда, по мнению специалистов, в Чечне группа оперативного реагирования создается скорее на перспективу, когда военное присутствие в республике снизится. 'В Чечне сейчас есть региональный оперативный штаб (РОШ) по руководству контртеррористической операцией, который координирует свою деятельность со всеми силовыми и властными структурами, есть объединенная группировка войск, они четко реагируют на каждую вылазку боевиков, - сказал ГАЗЕТЕ представитель РОШ Илья Шабалкин. - Конечно, будем координировать свою деятельность и с новой структурой'.
Силовикам придется делиться своими секретами
По словам министра, руководители групп будут одновременно являться первыми заместителями председателей республиканских и областных антитеррористических комиссий (другими словами, руководителей регионов). Главная задача таких групп, как пояснили ГАЗЕТЕ в центральном аппарате МВД РФ, - координация сил, которые можно задействовать при первой же тревоге. В первую очередь имеются в виду антитеррористические подразделения региональных управлений ФСБ, вооруженные бронетехникой и авиацией армейские силы быстрого реагирования, оперативные подразделения МЧС. Все эти структуры по мере необходимости будут работать на группы оперативного управления.
Внешне работа ГОУ будет выглядеть примерно так. В большинстве случаев группы, видимо, займут помещения в региональных МВД или УВД (в частности, в Дагестане и Ростове-на-Дону сделано именно так). В них войдут представители всех силовых структур, которые будут поддерживать постоянную связь со своими ведомствами.
По словам Нургалиева, каждой ГОУ 'от МВД дополнительно выделяются отряды милиции специального назначения' численностью около 70 человек каждый. Пока в отрядах милиции специального назначения (ОМСН) региональных подразделений МВД об этом приказе ничего не знают: по всей видимости, состав отрядов, которые будут работать в ЮФО, будет формироваться в ближайшее время. Не исключено, что для работы в таких подразделениях придется задействовать сотрудников милицейского спецназа и из других регионов России. «70 человек в составе нового спецподразделения - это очень серьезная цифра. У нас в крае таких отрядов немного и каждый обученный человек на счету», - заявили ГАЗЕТЕ сотрудники одного из подразделений ОМСН Северного Кавказа. Ничего о возможном откомандировании сотрудников ОМСН в ГОУ не слышали пока и в управлении информации и общественных связей Главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу: «Слышали, что что-то такое формируется, но ничего конкретного пока сказать не можем, ведь это предполагает не только наличие соответствующих обученных кадров, но и выделение помещений и необходимой материально-технической базы».
Однако, как удалось выяснить ГАЗЕТЕ, скорее всего, Рашид Нургалиев говорил вовсе не о новых отрядах милицейского спецназа - просто ГОУ получат ныне существующие ОМСН (бывшие СОБРы) в оперативное управление. Иными словами, в случае необходимости группы оперативного управления смогут мгновенно задействовать милицейский спецназ для отражения угрозы террористов.
Одной из важнейших составляющих деятельности ГОУ, по мнению специалистов, станет одновременный доступ к оперативной, в том числе и агентурной, информации различных силовых структур. Не секрет, что милиция и контрразведка крайне неохотно делятся друг с другом оперативными сведениями. При этом обычно ссылаются на боязнь 'засветить' агентуру. Нетрудно предсказать, что и только что созданные группы оперативного управления столкнутся с этой проблемой. Но без ее решения предотвратить теракты как на территории Южного федерального округа, так и всей России будет невозможно. Вместе с тем не менее остро стоит и проблема взаимодействия новых подразделений с местными правоохранительными органами - особенно это касается Чечни, где до сих пор местное население неохотно идет на службу в органы внутренних дел.
"