"Федеральный центр контролирует глав регионов с помощью уголовного преследования?
Время, когда региональные начальники могли брать суверенитета «сколько хотят», похоже, давно прошло.
Для административного контроля за губернаторами теперь поставлены федеральные инспектора. Финансовым контролем будет заниматься арбитражный суд — в бюджетном кодексе появилось понятие «временная финансовая администрация».
А для самых независимых есть прокуратура и уголовное преследование.
Его пример — другим наука
20 августа губернатору соседней Ярославской области Анатолию Лисицыну предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. По версии следствия, он нанес ущерб бюджету своей области в размере 1,5 млрд. рублей.
В частности, речь идет о кредите на выплату зарплаты тамошней медакадемии, невыполнении Закона о ветеранах, выплате субвенций некоторым районам области. Мерой пресечения губернатору выбрана подписка о невыезде. «Я с этими выводами абсолютно не согласен и все происходящее считаю каким-то странным недоразумением, — высказал свое мнение Анатолий Иванович. — Данные обвинения можно предъявить абсолютно всем губернаторам РФ, поскольку тут перечисляются те социальные проблемы, которые есть у всех».
Невиновных здесь нет…
Насчет «абсолютно всем» — здесь губернатор недалек от истины. В мае этого года прокуратура завела, а потом прекратила уголовное дело на саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, якобы допустившего нарушения при растаможивании партии импортных комбайнов.
Глава республики Алтай Михаил Лапшин находится под судом по обвинению в несвоевременном оказании материальной помощи пострадавшим от прошлогоднего землетрясения.
И, наконец, в конце августа камчатскому губернатору Михаилу Машковцеву также предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Губернатора обвиняют в нецелевом использовании средств, направленных в регион на закупку топлива, и в том, что он разрешил незаконный вылов лосося сверх лимита.
Страж закона или политическая дубина?
Давно подмечено, что российская прокуратура проявляет особенно пристальный интерес к политическим противникам власти. Правда, ярославский губернатор к ним не относится. Но политическая подоплека его обвинения все же заметна.
Во-первых, наказание ярославского начальника может быть «показательным». Невыполненный закон о ветеранах нельзя назвать серьезной причиной для преследования. Да, Ярославская область в прошлом году его выполнила на 18 % . Но федеральный центр, по словам опального губернатора, выполнил тот же закон всего на 8%!
Однако в будущем году затраты регионов на социальную сферу резко возрастут: придется выполнять закон о монетизации льгот. Вполне логично заранее показать, что санкции за его нарушение не заставят себя ждать.
Во-вторых, Анатолий Лисицын руководит Ярославской областью с начала 90-х. Он, как и саратовский Аяцков, принадлежат к «ельцинской» элите, были верной опорой первого президента России. Сейчас же все больше появилось губернаторов «путинского призыва». Возможно, обвинение — «звонок» политическим долгожителям: пора отдавать власть.
И, наконец, возможно, «старых» губернаторов уводят из политики перед предстоящим укрупнением регионов: не секрет, что в таком случае Ярославскую область собираются объединять с Тверской и Костромской. А в Тверской недавно был выбран новый молодой активный губернатор Дмитрий Зеленин, всесторонне поддержанный Президентом. Тем более, что Владимир Путин заявил в своем телеобращении к россиянам, что «будет подготовлен комплекс мер, направленных на укрепление единства страны». Возможно, укрупнение регионов — одна из таких мер.
А как у нас?
Вспомним, что и у вологодского губернатора Вячеслава Позгалева в свое время тоже были проблемы с представителями федерального центра. Доходило даже до возбуждения уголовных дел. Об этом, кстати, сам Вячеслав Евгеньевич заявлял в интервью изданию «Правда Северо-Запада» зимой 2004 года.
«Возбуждались уголовные дела, что не сложно было сделать, — сказал тогда губернатор, — потому что в ту пору два моих недоброжелателя получили высокие государственные посты: один стал помощником Генерального прокурора, второй — главным федеральным инспектором (речь идет о Владимире Лопатине и Владимире Золотове — Ю. Г.). — Они достаточно жестко меня прессинговали».
Впрочем, тогда Позгалев победил, и сейчас небо над его политическим Олимпом достаточно безоблачно. Однако события последнего времени показывают, что дамоклов меч уголовного преследования, похоже, висит над каждым губернатором…"