Самые противоречивые и пугающие сообщения поступали вчера из Беслана, где террористы вторые сутки удерживали в захваченной школе более 350 заложников, большинство из которых дети. Сообщалось, что в районе школы гремели взрывы, была слышна стрельба. По данным из силовых структур, боевики, с которыми установили мобильную телефонную связь, перед этим передали, что «с детьми все нормально»
"При этом официально ничего не сообщалось о судьбе и состоянии их родителей и учителей. Один из участников операции по освобождению заложников смог добавить к этому, что возле школы все еще лежит женщина, раненная при захвате заложников, приблизиться к ней невозможно.
«Захватчики ведут себя, как в тире, стреляют по всему, что движется», – сообщил наш источник. Он сообщил также, что во второй половине дня террористы отпустили 26 женщин и детей, в том числе трех женщин с грудными детьми, а участвующие в операции подразделения приведены в готовность номер один.
Шокирующую информацию на условиях анонимности передал корреспонденту «НГ» один из депутатов Госдумы, находящихся на месте событий. По его словам, вчера были убиты все мужчины из числа заложников – около 20 человек. Трупы жертв якобы были выброшены через окно на сторону железнодорожного переезда.
А как передало агентство MIGNews, об убийстве 15 заложников сообщил корреспондент Caucasus Times со ссылкой на учителя Аслана Кудзоева, которому якобы удалось сбежать из здания школы минувшей ночью. По словам Кудзоева, после захвата школы боевики отобрали из числа заложников 15 самых крепких мужчин, подняли их на этаж выше и расстреляли.
Среди расстрелянных родители, учителя и сотрудники МВД Северной Осетии. После чего остальных заложников захватчики разделили на детей и взрослых. Родителей с учителями держали в отдельном помещении, а учеников в спортзале. Сбежавшего учителя доставили в городскую больницу. Между тем, как сообщили корреспонденту Caucasus Times в оперативном штабе, в коротком разговоре с Леонидом Рошалем террористы сообщили, что собрали всех заложников в спортзале и требуют пригласить для переговоров депутата Госдумы РФ от Чечни Асламбека Аслаханова.
Депутат Госдумы из фракции «Родина» Юрий Савельев, находившийся непосредственно на месте событий, заявил корреспонденту «НГ», что переговоры зашли в тупик: «С Рошалем они отказались разговаривать, сказали: «Ты нам один на фиг не нужен», – и еще о его национальности кое-что... Говорят, давайте сюда всех четверых (президента Северной Осетии Александра Дзасохова, президента Ингушетии Мурата Зязикова, советника президента РФ Асламбека Аслаханова и педиатра Леонида Рошаля. – «НГ»), а иначе будем убивать». Дальнейшие действия штаба по освобождению заложников Савельеву неизвестны: «Толком сейчас никто ничего не понимает. В первый день официальная власть ничего не делала, ни у кого не было ни планов, ничего, пока не приехали Дзасохов и Рогозин, который частично взял на себя функции по связи с Центром, звонил Суркову, Чайке, связывался с администрацией президента». По его мнению, цель заказчиков этой акции – «подорвать Северный Кавказ, вызвать войну с Ингушетией, кровавую резню в приграничной зоне». «Сейчас это уже неизбежно», – мрачно заметил Савельев.
По сообщению дежурного УВД г. Беслан сейчас в районе школы, где находятся террористы с заложниками, достаточно сил, чтобы блокировать боевиков. Однако он отказался сказать, как будет развиваться ситуация. Что в Северную Осетию прибыли спецподразделения и медики, подтвердила одна из жительниц Беслана, живущая недалеко от аэропорта. По ее словам, всю ночь со среды на четверг прибывали самолеты военно-транспортной авиации, подвозившие спецтехнику, оборудование и т.п. Информацию о том, что в Беслан прибыла группа антитеррора «Альфа», никто не подтвердил.
Никто из официальных лиц ФСБ и МВД также не прокомментировал «НГ» планы по освобождению заложников. Как заявил «НГ» бывший офицер спецназа КГБ СССР Михаил Лиференко, это объясняется тем, что после штурма ДК на Дубровке к СМИ потеряно «всякое доверие и любое слово может навредить операции по освобождению заложников, которая сейчас очень активно готовится». Лиференко считает, что скорее всего в ходе штурма здания школы спецгаз применяться не будет – слишком большой риск – дети ослаблены, может быть много потерь, а присутствие у террористов собак может подорвать фактор внезапности, так как собаки очень чувствительны к газу. По словам нашего эксперта, сейчас идет сбор объективной информации: изучаются коммуникации, план здания. Только после этого возможно принятие решения о штурме.
Вот как развивались события последних суток.
В 1.18 в четверг доктор Леонид Рошаль связался по телефону с террористами и до трех часов ночи вел переговоры, однако в начале четвертого, по словам министра внутренних дел Северной Осетии Казбека Дзантиева, бандиты повесили трубку. Он также сообщил, что в течение ночи от руководства штаба по освобождению заложников террористам поступали различные предложения. В частности, им был гарантирован коридор до Ингушетии и Чечни. Но террористы от всех предложений отказались.
В 6.30 Рошаль попытался возобновить переговоры с террористами, но дозвониться до них ему так и не удалось. Примерно в это же время официальные источники уточнили данные по погибшим. По словам представителей штаба по освобождению заложников, при захвате школы погибли 12 человек, а не 7, как сообщалось ранее.
Примерно в 10.40 Леонид Рошаль дозвонился до террористов, но договориться о передаче воды и продуктов ему так и не удается. Пройти в школу и осмотреть детей Рошалю тоже не позволили. Приблизительно через час в оперативный штаб дозвонилась директор захваченной школы, находящаяся среди заложников. Об этом журналистам сообщил вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев. «По словам директора, все дети живы и их состояние удовлетворительное. Предполагаем, что вот-вот туда пойдет Рошаль, – сказал Кесаев. – Вроде бы террористы согласились на то, чтобы он зашел в школу». Однако уже в 12.00 стало ясно, что в школу террористы никого пускать не собираются. Как заявил Станислав Кесаев, «они относятся к детям сдержанно, но продукты питания и воду передать не соглашаются».
Больше часа из штаба не поступало никаких известий, и среди собравшихся возле школы стали распространяться слухи о готовящемся штурме. Первым на это отреагировал глава управления Федеральной службы безопасности по Северной Осетии Валерий Андреев. Он заявил, что силовой вариант решения проблемы исключен. «Вопрос о применении силы в настоящее время не стоит. Предстоят длительные и интенсивные переговоры, – заявил Андреев. – Мы готовы ко встрече и сделаем все, чтобы освободить детей». Между тем родственники заложников решили готовить письменное и видеообращение к Владимиру Путину с призывом не допустить силового решения.
Примерно в 14.00 недалеко от школы милиционеры задержали мужчину, который находился в недостроенном здании примерно в 300 м от школы. После того как сотрудники милиции обратили на него внимание, мужчина попытался скрыться, но был задержан. По словам очевидцев, в руках у него была радиостанция. Сразу появилось предположение, что это один из информаторов боевиков, но вскоре выяснилось, что задержанный всего лишь любопытный местный житель.
В 14.45 президент Северной Осетии Александр Дзасохов заявил, что «мы прогнозируем после 15.00 существенную интенсификацию контактов с лицами, которые удерживают заложников. Возможно, переговорщики будут не только в том составе, как сейчас, но появятся новые, заметные фигуры». По словам Дзасохова, с боевиками продолжаются контакты, цель которых прежде всего передать для заложников питание и воду. «Пока ясно сформулированных требований не выдвинуто, контакты были очень кратковременными, и по ним можно судить лишь о том, что по отношению к детям они ведут себя сдержанно».
В 15.26 неподалеку от здания школы с интервалами в несколько минут раздались три взрыва. По словам очевидцев, это могли быть выстрелы из подствольных гранатометов. Одним из них был подожжен стоящий неподалеку от захваченной школы жилой дом, однако огню не позволили распространиться. «Сначала над домом поднялся столб дыма, но сейчас он пошел на убыль», – сообщил корреспонденту «НГ» один из участников операции.
"
03.09.2004
Кира Латухина, Владимир Мухин, Роман Уколов Независимая газета