Насилие, провоцируемое чеченской политикой Кремля, разъедает приглаженный образ президента Путина
"Захват школы на юге России чеченскими боевиками – это уже третий за неделю признак того, что президент Путин проигрывает свою битву с чеченским терроризмом.
Путин, который отправил войска в Чечню, еще будучи премьер-министром в 1999 году, настаивает, что война выиграна. Но после недели, за которую боевики или их сторонники взорвали два самолета, убили 10 человек около московского метро и взяли в заложники сотни детей в Северной Осетии, слова Кремля все более воспринимаются как пустые заявления.
Если таково кремлевское представление о мире, задаются вопросом многие россияне, тогда что Кремль называет войной? Кремль не только не смог прекратить боевые действия в Чечне, где солдат и военных уничтожают и калечат практически ежедневно, но насилие распространилось в соседние регионы и докатилось до самого сердца Москвы.
За Путиным закрепилась репутация "тефлонового" президента за его сверхъестественную способность поддерживать высокие рейтинги даже после крупных политических провалов. Однако аналитики говорят, что насилие, связанное с его политикой в Чечне, начинает разъедать нарисованный Кремлем образ президента как единственного человека, который может дать стабильность.
"Его пока не обвиняют напрямую, однако отношение к нему становится прохладнее", – отмечает Юрий Левада, директор известного агентства по изучению общественного мнения.
Путин стал президентом в 2000 году в основном благодаря своим обещаниям сокрушить чеченских боевиков и положить конец политическому хаосу ельцинской эпохи. После терактов в США 11 сентября 2001 года он прилагал большие усилия, чтобы представить чеченский конфликт частью международной войны с террором, утверждая, что боевики имеют связи с "Аль-Каидой" и отказываясь вести с их лидерами переговоры.
Даже после покушения на предыдущего чеченского президента Ахмада Кадырова в мае он сохранил свою стратегию создания послушной чеченской администрации. После оглашения итогов выборов на прошлой неделе, на которых победил поддерживаемый Москвой Алу Алханов, Путин заявил, что ситуация в Чечне снова нормализуется.
Однако многие региональные эксперты говорят, что нарушения прав человека россиянами и промосковскими чеченскими силами разжигают антироссийские настроения и облегчают вербовку новых боевиков. В частности, группа из 2 тыс. человек под руководством 28-летнего Рамзана Кадырова обвиняется в незаконном задержании, пытках и убийствах десятков людей.
Об этом почти не сообщают на российском телевидении, которое Путин снова поставил под государственный контроль. Однако даже российские СМИ взбунтовались, когда правительство откровенно попыталось скрыть доказательства того, что катастрофы двух авиалайнеров были актами терроризма.
Чечня – это не единственная головная боль Путина. Этот год ознаменовался политическими беспорядками по поводу социальных реформ, банковским кризисом и продолжением судебного наступления на нефтяной гигант ЮКОС. Как минимум один опрос общественного мнения недавно уже показал спад популярности Путина до отметки ниже 50% по сравнению с 71% в момент его переизбрания.