«Рыболетами» в Ненецком автономном округе называют винтокрылые машины, которые перевозят браконьерский улов семги, нельмы, печорского омуля. Обычно такой борт втихаря садится в каком-нибудь потайном месте, где его уже ждут заготовители с центнерами рыбы. Груженый до самых иллюминаторов вертолет перелетает в Нарьян-Мар, отсюда дары северных морей и рек попадают в Москву и Санкт-Петербург.
Промышленный лов семги в НАО запрещен, разрешено добывать лишь небольшие партии для научных целей в пределах установленных квот. Однако в Нарьян-Маре каждая кошка знает, что в округе орудует по меньшей мере одна группа, поставившая браконьерский промысел на конвейер, который приносит многомиллионные доходы. Сотрудникам УВД НАО известны имена «браконьеров в законе» и их вельможных покровителей, но поймать за руку еще никого не удалось. И лишь на днях едва не представился такой случай.
Утром 25 августа в дежурную часть УВД поступил сигнал: на мысе Константиновском, в восточной акватории Баренцева моря, потерпел аварию вертолет Ми-8 бортовой номер 25141. При попытке взлета борт воспламенился, через несколько минут воздушное судно сгорело дотла. Есть пострадавшие.
Мыс Константиновский считается в НАО Меккой браконьеров. Семгу здесь добывают голыми руками: во время прилива ставят сети, а в отлив собирают живой урожай. Появление на мысе вертолета вряд ли могло быть случайным. Тем более, что Ми-8 по неизвестным причинам отклонился от курса и вместо населенного пункта Древесянка приземлился на Константиновском. Что его туда занесло?
Не менее странным оказался и состав пассажиров воздушного судна. Как удалось выяснить корреспонденту «Трибуны», там были сотрудники разных природоохранных ведомств, в частности инспектор Северной государственной морской инспекции Гусейн Гамбаров, инспектор рыбоохраны Борис Молчанов из поселка Несь, который расположен за сотни километров от мыса Константиновский, Игорь Кисляков... Год назад он, бывший охранник губернатора Владимира Бутова, возглавил так называемую оперативную группу по охране ценных видов биологических ресурсов при администрации НАО. Специальное положение наделяло эту опергруппу полномочиями правоохранительных органов.
Предполагается, что злосчастный борт 25141 мог прилетать на мыс Константиновский именно за семгой. Тем более что сейчас рыба, нагуляв за лето жир, пошла большими косяками. Видимо, перегруз вертолета не позволил ему оторваться от земли и привел к пожару.
В подтверждение этой версии говорят и сразу последовавшие за аварией события. В тот же день на место происшествия был снаряжен вертолет, в котором вылетели сотрудники администрации НАО. Почему они, а не опера, эксперты и следователи милиции, которые могли бы по горячим (во всех смыслах) следам установить причину пожара Ми-8? Не для того ли, чтобы помочь оставшейся на Константиновском опергруппе заметать следы?
На следующий день на мыс отправилась комиссия, сформированная Межгосударственным авиационным комитетом. На борту вертолета находились работники окружной прокуратуры и ФСБ. В самый последний момент из списка пассажиров вычеркнули двух сотрудников УВД НАО, которое давно сидит «на хвосте» у браконьеров. Результат рейда оказался плачевным. «Причины аварии установить не удалось, но в любом случае мы будем требовать экспертизу», — подытожил следователь прокуратуры Николай Савинский.
Случайны ли все эти телодвижения, которые значительно затруднили расследование? И.о. начальника УВД Григорий Чупров убежден, что нет.
— Считаю, что облет побережья был незаконным, — говорит Григорий Иванович. — Появление вертолета в пятикилометровой погранзоне не было согласовано с пограничной службой. По сути произошло нарушение государственной границы. Я возмущен тем, что к проведению проверки не были допущены сотрудники милиции. Нам явно вставляют палки в колеса.
И все-таки говорить: «Следствие закончено, забудьте» — еще рано. Списать гибель исправного Ми-8, недавно прошедшего плановый ремонт, на технические неисправности или ошибки экипажа, будет непросто. В случившемся ЧП слишком много неясностей и несостыковок, которые не позволят «закрыть вопрос» без серьезных оснований.
Сегодня в НАО появилась реальная возможность покончить со всякими «рыболетами» и липовыми «опергруппами по охране ценных видов биоресурсов». На мысе Константиновском должны оставаться не только обломки сгоревшего борта 25141, но и другие следы. Они могут многое рассказать о том, что произошло 25 августа. Если, конечно, их позволят найти. "