До последнего переименования в ЗАТО г. Островной - поселение, на базе которого было суждено родиться одному из самых боеготовых соединений советского подводного флота - Йоканьгской военно-морской базе (ВМБ), именовалось Гремихой. Громкое, кричаще нескромное название. Но с первых же лет наши подводники его оправдали, на весь мир «громыхнув» дальними беспримерными походами подо льдами Арктики
"Одна из редких баз, Йоканьгская, имела и, собственно, имеет прямой (никаких промежуточных заливов, фьордов, мелководья) выход в Северный Ледовитый океан. Под его снежной «шапкой» – в любую точку Мирового океана. Это позволяло скрытно и оперативно отправлять на боевые службы целые группы субмарин. И ничего с этим наши потенциальные противники поделать не могли. Когда где-нибудь в Северной Атлантике в очередной раз появлялись наши подлодки, те же американцы лишь разводили руками: «Опять советское «Осиное гнездо» выпустило свой «рой».
Гремиха, в сердцах прозванная натовцами «Осиным гнездом», держала в напряжении разведку зарубежных ВМС многие десятилетия. Пока в печально известные 90-е годы в истории уникальной военной базы не произошли первые тревожные перемены. В 1994-м в рамках сокращения ВС РФ расформировали дивизию подводных лодок. Затем еще одну. А к 2000 году от всей легендарной флотилии остались лишь некоторые части обеспечения.
В короткий срок население города сократилось в разы. На баланс местной администрации были переданы детские сады, школы, теплоцентрали и другие объекты инфраструктуры. В условиях полярной зимы, предельной удаленности от Большой земли, до которой можно добраться только на теплоходе за 15 часов или на вертолете - за пару тонн керосина, градоначальники просто не в состоянии были потянуть только на гражданском бюджете такую махину. И появились в Гремихе первые брошенные дома с черными «глазницами», неделями не чищенные от снега улицы, размороженные теплотрассы…
Еще недавно крепкий город, на строительство которого в условиях Крайнего Севера были потрачены миллионы, на глазах у всех начал потихоньку умирать.
Спасти Гремиху теперь могло лишь чудо. И оно случилось: администрация города во главе с Верой Михайловной Роздиной и при активной поддержке командования ВМФ добилась присвоения Гремихе статуса закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Островной. С этого момента содержание города-острова было прописано отдельной строкой в бюджете страны.
Гремихчане с облегчением вздохнули и, чтобы никто не мог их упрекнуть в иждивенчестве, вместе с военными начали рассматривать всевозможные планы по развитию города за счет местных проектов. Вскоре моряки начали перебазировать сюда списанные субмарины. Воссоздали флотскую плавмастерскую. При поддержке компании «СевРАО» началось строительство инфраструктуры по утилизации АПЛ, обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработанным ядерным топливом (ОЯТ).
К началу нынешнего года в Гремихе действовало 7 муниципальных предприятий, единственный в Мурманской области малый факультет Санкт-Петербургской академии культуры, музыкальная школа и Дом культуры, Дом детского творчества (его воспитанники - танцевальный ансамбль «Алеко» занял в 2002 году 2-е место на международном конкурсе в Англии), Клуб юных моряков, бесплатный городской бассейн.
Рядовые горожане не нарадовались второму рождению их города. Своего мэра, хрупкую женщину Веру Михайловну Роздину, в тяжелейшее время взвалившую на себя все проблемы неблагополучного города, буквально боготворили.
И только она, как руководитель администрации и почти военный стратег, просчитавшая ситуацию на годы вперед, понимала, что судьба Островного окончательно не решена.
Еще три года назад она, образно говоря, забила во все колокола, пытаясь достучаться в двери высокопоставленных лиц: у одного Главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова была на приеме несколько раз, предлагая свое видение дальнейшего использования Гремихи в интересах ВМФ. Написала в Москву массу писем, в которых после консультаций в штабе Северного флота красной линией проходило: ни в коем случае нельзя оставлять такую выгодную по своему географическому и климатическому положению ВМБ (самый короткий маршрут для стратегических АПЛ под арктические льды, незамерзающая акватория военно-морской базы и т.д.).
- У меня сердце разрывалось от понимания того, что рушится уникальная военно-морская база, уходит в небытие Гремиха, в которой я прожила более двадцати лет, - сетует Вера Михайловна Роздина. - Три года в Гремихе действовал военный плавремонтзавод, который потом сократили. А ведь на его базе можно было развернуть гражданское производство по ремонту и докованию судов, находящихся на промысле неподалеку от Гремихи. Сделать пункт заправки топливом, пресной водой, пополнения продовольствием, в том числе и военных кораблей, находящихся на дежурстве.
В последние годы много говорится о возрождении Северного морского пути (СМП). И здесь Гремиха, по мнению Веры Михайловны, более чем удобно вписывалась в трассу СМП как промежуточный портопункт, оснащенный к тому же таможенным терминалом.
Словом, предложений была масса, однако никто не захотел услышать мэра Гремихи.
Сама Вера Михайловна считает, что тогда в стране было много экономических проблем более глобальных, и до маленькой военно-морской Гремихи руки в Москве просто не дошли. Она лично неоднократно приглашала приехать в Гремиху представителей Главкомата ВМФ. Но...
Со всей флотской интеллигентностью, джентльменским коленопреклонением пред дамами раз за разом женщину учтиво принимали в кабинетах, но ни разу не поддержали на деле фактически, по-честному, по-мужски. Почему-то никто так и не решился довести до высшего руководства эти разумные инициативы, а затем настоять на них. А жаль…
В апреле этого года случилось то, чего так боялась Вера Роздина. Вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков дал поручение «…с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти Красноярского края и Мурманской области проработать вопрос упразднения закрытых административно-территориальных образований Кедрово Красноярского края и Островной Мурманской области и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие проекты указов Президента РФ и необходимые для их реализации проекты актов Правительства РФ в срок до
1 сентября 2004 года».
Непосредственно на месте событий, в Мурманской области, первое совещание по «делу» Островного состоялось 3 июня 2004 года. Вера Роздина на нем информировала руководителей департаментов правительства области о нынешнем состоянии дел в ЗАТО. На совещание также были приглашены представители Северного флота и Агентства по атомной энергии. К сожалению, ни представителей СФ, ни Валерия Пантелеева, руководителя «СевРАО», на том совещании не было.
Тем не менее на совещании было решено подготовить необходимые расчеты-обоснования, перечень федерального и муниципального имущества (движимого и недвижимого), которое находится на территории ЗАТО Островной, представить со стороны администрации города видение дальнейшего существования муниципального образования после снятия статуса ЗАТО.
Рассматривались два варианта. Первый – полное упразднение и вывод всех находящихся там объектов и переселение горожан в среднюю полосу России. Второй – отселение основной части населения и сохранение в какой-то урезанной части флотских объектов и предприятий филиала «СевРАО», которые находятся в Островном и специализируются на утилизации выведенных из боевого состава ВМФ атомных подводных лодок первого поколения.
Судя по последним заявлениям, Агентство по атомной энергии планирует остаться в Островном где-то до 2010 года. Что же касается флотского присутствия, сегодня можно сказать однозначно: оно окончательно сворачивается.
В соответствии с поручением вице-премьера Правительства РФ в июле был подготовлен проект указа Президента РФ «Об упразднении ЗАТО Островной», а также проект постановления Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий в связи с упразднением закрытого административно-территориального образования Островной Мурманской области». К этому документу подготовлен план мероприятий на период реорганизации, рассчитанный на три года.
Возможно, решение судьбы Островного форсировали и многочисленные в том числе международные проекты в сфере ядерной безопасности. По итогам совещания, прошедшего в Мурманском областном правительстве 17 июня, определены конкретные объекты, которые готов профинансировать по этой линии Европарламент. В их числе: спецкомбинат «Радон», плавтехбаза «Лепсе» Мурманского морского пароходства, атомный ледокол «Ленин» и техническая база в Гремихе. На данный проект Европа выделяет 1 миллион 300 тысяч евро. Финансирование начнется 1 января 2005 года. Еще 15 млн. фунтов стерлингов готова выделить Великобритания под строительство в Мурманске берегового хранилища ОЯТ.
Как говорит начальник департамента по экономике администрации Мурманской области Александр Рузанкин, снятие статуса ЗАТО с Гремихи «облегчит доступ иностранных партнеров на территорию базы и будет способствовать скорейшему решению проблем экологической безопасности региона». По разной информации сегодня в Островном хранятся около 800 облученных тепловыделяющих сборок (суммарно 1,4 тонны топливной композиции), 6 активных зон ядерных реакторов АПЛ.
В любом случае на состоявшемся 17 августа совещании правительства Мурманской области прозвучало конкретное предложение – не позднее 2008 года статус ЗАТО с Островного будет снят.
На данный момент население Островного составляет около пяти тысяч человек. В свете последних решений администрация еще ЗАТО г. Островной уже сейчас планирует к переселению более девятисот семей.
На сегодняшний день на 220 семей (с учетом 2005 года) уже имеются финансовые средства на отселение из Островного. А вообще до 1 января 2007 года администрация Островного запрашивает на эти цели из федерального бюджета около 750 миллионов рублей.
Снова переезды, неустроенность, слезы и деньги, деньги, деньги…
Сколько их потрачено на строительство Гремихи в 50 - 60-е годы? Сколько вбухали средств в первые годы нового века, восстанавливая то многое, что успели потерять за время реформ? И зачем это делалось, если политику города вновь повернули на 180 градусов? А сколько еще потребуется денег на отселение?
Авторам этого материала пришлось побывать в этом далеком уголке нашей страны. Мы приезжали в Гремиху на очередную годовщину гибели атомохода К-8 в числе многочисленных гостей и ветеранов флота, чтобы почтить память погибших подводников. А по большому счету отдать дань уважения всем тем, кто построил и прославил Гремиху на весь мир. Это было в 2000 году.
Скорее всего как муниципальное образование в структуре Мурманской области Гремиха еще «поживет». Ну а как военно-морская база «Осиное гнездо» великой морской державы, увы, почит в бозе...