Госчиновники жалуются на зарплату. Говорят, что она очень низкая. Тем не менее, с госслужбы люди сами уходят редко. Обычно их к этому принуждают. Налицо парадокс, в котором можно разобраться, лишь подсчитав, сколько же на самом деле зарабатывают обитатели Смольного и Мариинского.
Оклады чиновников и депутатов высчитываются с помощью расчетной единицы (р.е.). На данный момент она равна 450 рублям. Самая высокая зарплата, как и полагается, у губернатора Петербурга Валентины Матвиенко - 40 р.е. (18 000 рублей). Аналогичные деньги получают и некоторые другие первые лица города. Таковыми являются председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов и глава Уставного суда Николай Кропачев.
Следующими по рангу идут первые вице-губернаторы, вице-спикер ЗакСа и начальник горизбиркома. Им положено 36 расчетных единиц (16 200 рублей). Еще меньше зарабатывают обычные вице-губернаторы, депутаты, являющиеся председателями заксовских комитетов и комиссий, - 35 р.е. (15 700 рублей). А у простых депутатов зарплата и того меньше - 33 расчетные единицы (14 850 рублей).
Суммы, в общем-то, скромные, тем более для VIPoв. Поэтому госчиновники придумали себе систему доплат. Прежде всего это премия, составляющая половину зарплаты. У госчиновников, как при коммунизме, премии получают все ежемесячно. Видимо, поголовно трудятся в поте лица. Затем материальная помощь - полный оклад раз в три месяца. Кроме того, надбавки: за выслугу лет (40% оклада) и за напряженность работы (50%), но их получают не все.
Путем простейших арифметических расчетов подводим итог: градоначальница Петербурга вместе со спикером ЗакСа и главным уставным судьей со всеми бонусами зарабатывают более 48 - 50 тысяч «деревянных», вице-губернатор в среднем получает 35 (в зависимости от надбавок), обычный питерский депутат - 32 - 33. Помощникам депутатов, работникам комитетов и комиссий Смольного, также считающимся госслужащими, полагается порядка 15 - 20 тысяч, в зависимости от надбавок.
Тем временем в комитете по экономическому развитию городской администрации подсчитали среднюю зарплату обычных горожан. На июль 2004 года она составила 7739 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
МРОТ-фронт
Оказывается, нынешний уровень дохода госчиновников не удовлетворяет. Пару месяцев назад в недрах Смольного и ЗакСа родились сразу два законопроекта. Депутаты совместно с чиновниками решили повысить зарплату себе любимым. Оба законопроекта появились на свет в мае этого года, когда полным ходом шло принятие пакета жилищно-коммунальных законов. Депутаты тогда при поддержке Смольного повысили петербуржцам квартплату. Параллельно с продавливанием реформы ЖКХ губернатор внесла в ЗакС поправки к закону «Об утверждении реестра госдолжностей». Смольный мотивировал необходимость этих поправок тем, что закон отстал от изменений в структуре исполнительной власти Петербурга. Мол, вот Михаил Бродский, назначенный представителем Смольного в ЗакСе, является членом городского правительства. А это необходимо узаконить. Однако параллельно с должностными изменениями в администрации Петербурга почему-то решили слегка подкорректировать закон в части заработных плат госчиновников.
Проект закона, поступивший в заксовскую комиссию по устройству государственной власти, включал в себя серьезную корректировку окладов высших городских должностных лиц. Губернатору Петербурга, спикеру Заксобрания и председателю Уставного суда было предложено платить не 40 расчетных единиц, а 50. Вице-губернаторам, вице-спикерам, главе горизбиркома, а также уполномоченному по правам человека, которого уже несколько лет не могут выбрать, вместо 36 р.е. решили выплачивать 45. Обычным же депутатам, согласно закону, предполагается увеличить довольствие с 33 расчетных единиц до 36. Подобные увеличения коснулись бы и других госчиновников, в основном высшего звена.
Придется продолжать нехитрые арифметические исчисления, начатые чуть выше. Получится, что доходы губернатора и ее замов, если закон будет принят ЗакСом, увеличатся на четверть, а у депутатов - лишь на одну десятую. Таким образом, в недалеком будущем официальный доход Валентины Матвиенко может составить уже порядка 60 тысяч рублей, вице-губернаторов около 45, а бедные депутаты будут довольствоваться лишь 35 тысячами «деревянных».
Данный закон был поддержан комиссией Заксобрания по устройству госвласти. Скорее всего, он будет рассмотрен на одном из сентябрьских заседаний питерского парламента.
Однако смольнинский закон показался парламентариям недостаточно щедрым. И они создали свой. Второй «зарплатный», законопроект был разработан депутатом-»яблочником» Игорем Артемьевым. Он в отличие от смольнинских чиновников предложил не увеличивать количество расчетных единиц, а поднять их качество. По мнению Артемьева, расчетной единице пора увеличиться с 450 до 600 рублей.
Арифметикой заниматься просто страшно, потому что все официальные доходы госчиновников и депутатов при принятии закона вырастут сразу на треть. Заработок одной только Валентины Матвиенко приблизится к 80 тысячам «деревянных».
У этого закона была немногим более завидная судьба. На последнем заседании Заксобрания перед каникулами (в начале июля) депутаты приняли его в трех чтениях и отправили на подпись градоначальнице. Губернатор же поставить автограф на законопроекте отказалась. Валентина Ивановна напомнила, что договаривалась с ЗакСом о росте расчетной единицы лишь до 500 рублей, а никак не до 600.
После всего этого возникает резонный вопрос - а почему депутатам не придумать закон об увеличении зарплаты учителям? Или врачам? Тоже ведь люди нужные. А то у народных избранников как-то получается делить бюджетные деньги только между собой.
А вам зарплаты хватает?
Гладков Юрий Павлович (вице-спикер Законодательного собрания)
- На самом деле вопрос достаточно философский. Кого бы вы ни спросили, он обязательно ответит, что, естественно, не хватает.
Что же касается государственных чиновников, то, на мой взгляд, они должны получать столько, чтобы не болела голова в поисках дополнительного заработка. Зарплата должна быть прежде всего достойной. Очевидно, что исполнительная власть и депутатский корпус по-разному трактуют понятие «достойности».
А принятый Законодательным собранием уровень МРОТа в 600 рублей на самом деле должен быть таковым согласно федеральным нормативным актам. Мы всего лишь привели местный за» кон в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Белозерских Владимир Васильевич (депутат Законодательного собрания)
- Лично меня зарплата страивает. Что же касается сложенного на принятый Законодательным собранием закон «вето», то необходимо понимать следующее. Мэрия сидит на деньгах! У чиновников зарплата не является основным источником дохода, они другим зарабатывают. Для чиновников официальная зарплата - лишь десятая часть их совокупных доходов. Посмотрите, получают якобы копейки, а ведь ни за что с насиженных мест не выгонишь.
Так что заявленная борьба за снижение официальной зарплаты чиновников - не что иное, как популизм Смольного. А вот чтобы депутаты не шли коррумпированными, необходимо в вопросе о МРОТ соблюдать федеральное законодательство.
Владимир Барканов: «Чиновники и так немало зарабатывают»
Законопроект об увеличении расчетной единицы чиновничьей зарплаты с 450 до 600 рублей вызрел в бюджетно-финансовом комитете Заксобрания. В связи с чем мы и обратились за комментарием к главе БФК Владимиру Барканову,
- Почему БФК принял решение об увеличении зарплат чиновников на треть?
- Нужно понимать, что, увеличивая себе зарплату, мы руководствуемся решением Уставного суда. Ранее суд уже рассматривал вопрос о расчетной единице, исходя из которой считаются наши оклады. Так вот, р.е. не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законодательством в размере 600 рублей. Так что мы всего лишь приводим местное законодательство в соответствие с федеральным. Подравниваем. Так что вопросы эти вам лучше адресовать депутатам Госдумы, этот закон принявшим. У нас же маневр незначительный - между протестами прокурора и решениями Уставного суда. Теперь, если в течение двух месяцев мы не приведем законы в соответствие, подведем себя под роспуск.
- Выходит, Валентина Матвиенко, вернувшая данный законопроект без подписания, сама нарушает закон?
- Видимо, у Валентины Ивановны есть своя точка зрения по этому поводу. Что касается Уставного суда, то судьям, чтобы обязать губернатора, необходимо составить соответствующее предписание. Тем более что мы в любом случае будем разбирать вопрос на совместных заседаниях комитетов и комиссий городской администрации и Заксобрания.
- Каково ваше личное отношение к данному закону, учитывая, что питерцам не так давно увеличили квартплату, теперь проводят монетизацию льгот...
- Отрицательное. Во-первых, чиновники и так немало зарабатывают. A во-вторых, этот закон ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет. Однако я уверен, что при принятии каких-то решений Законодательному собранию нужно руководствоваться не сомнениями, а буквой закона, если мы хотим построить правовое государство.
- Большинству ваших коллег, судя по их заявлениям, этот законопроект тоже не нравится...
- Я знаю об этом. И выход вижу в изменении штатного расписания. Точнее, в уменьшении числа расчетных единиц, по количеству которых считается зарплата чиновников. Что-то мне подсказывает, что губернатор может скоро заняться таким перерасчетом.
- Вы, наверное, не в курсе, но в комиссии по устройству госвласти уже рассматривался законопроект об увеличении расчетных единиц, которые вы предлагаете уменьшать.
- Много родится неразумного в нашей жизни. Но мне что-то опять же подсказывает, что бюджетно-финансовый комитет даст отрицательное заключение на этот законопроект, а депутаты не проголосуют за него даже в первом чтении."