Продолжается скандал вокруг покупки «Альфа-групп» блокирующего пакета акций сотового оператора «Мегафон». На этот раз на сторону фонда IPOC, который, по его заявлениям, имел все права на выкупленный «Альфой» пакет, встал Арбитражный трибунал Международной торговой палаты
"Сотовым бизнесом «Альфа-групп» занялась в 2001 г., когда консорциум стал основным акционером «Вымпелкома» (торговая марка «Би Лайн»). И вот осенью 2003 г. разгорелся скандал: «Альфа» объявила, что стала владельцем 25,1% акций сотового оператора «Мегафон». Таким образом, крупная ФПГ приобрела доли в двух сотовых компаниях, жестко конкурирующих друг с другом. Очевидно, славящаяся своей агрессивностью «Альфа» решила не упускать шанс задавить соперника или неплохо заработать на перепродаже ценного актива.
Механизм скандального приобретения больше походит на финансовую спецоперацию. С 2001 г. во владении ООО «ЦТ-Мобайл» – «дочки» компании «ЛВ Финанс», созданной юристом Леонидом Рожецкиным и специализирующейся на корпоративных финансах, слияниях и поглощениях, находился крупный пакет акций оператора «Сонник Дуо» (владевшего GSM-лицензией в московском регионе). В августе 2001 г. было подписано «Соглашение об объединении», на основе которого из нескольких региональных компаний был создан федеральный сотовый оператор «Мегафон». «ЦТ-Мобайл» внес в уставной капитал общества акции «Соник Дуо», взамен получив 25,1% акций «Мегафона». «Начинающий» оператор остро нуждался в инвестициях, однако у «ЛВ Финанс» средств не было, и г-н Рожецкин согласился продать свою долю другому акционеру «Мегафона» – фонду IPOC, о чем компании заключили два опционных договора. В 2001–2003 гг. IPOC регулярно производил платежи «ЛВ Финанс», выплатив в общей сложности $54 миллиона.
Но в августе 2003 г. выяснилось, что владелец «ЛВ Финанс» продал находящиеся на балансе компании акции «Мегафона» дочерней компании «Альфа-групп» – «Альфа-Эко». Следы запутывала такая схема: акции «ЦТ-Мобайл» были проданы по частям девяти офшорным компаниям, которые затем и приобрела «Альфа-Эко» через принадлежащие ей офшоры. После этого IPOC немедленно подала иски по месту регистрации офшорных фирм, участвовавших в цепи этих сделок. Судебные разбирательства продолжаются.
25 августа на сторону IPOC встал женевский Арбитражный трибунал Международной торговой палаты, подтвердивший, что инвестиционный фонд является полноправным владельцем части спорного пакета акций. Суд установил, что «ЛВ Финанс» и «Альфа-групп» при подготовке сделки по продаже акций «Мегафона» знали о двух опционах на покупку этих акций, ранее заключенных IPOC и «ЛВ Финанс», и объявил структуры «Альфа-групп» «недобросовестными приобретателями» актива. Доказательства получены пока в отношении части пакета акций – был исследован только один из двух опционных договоров между IPOC и «ЛВ Финанс». Дело о втором опционе будет разбираться в арбитражном суде в Цюрихе в сентябре.
В связи с этим можно, видимо, говорить о том, что репутация Михаила Фридмана на Западе оказалась несколько подмочена. Кстати, в начале августа британская «Таймс» опубликовала статью, в которой сообщается о том, что акционеры нефтяного гиганта British Petroleum – партнера Михаила Фридмана по альянсу ТНК-ВР, обвинили менеджмент в «действиях по-русски». Оказалось, что компания намеревалась недоплатить миноритарным акционерам 3 млрд. долларов дохода от высоких цен на нефть с помощью практикуемой в России схемы искусственного занижения цены «черного золота». Обвинение направлено непосредственно против ТНК-ВР.