"Недавно новый архангельский губернатор Николай Киселев перешагнул 100-дневный рубеж, после которого принято подводить первые итоги. Напомним, что в марте этого года в Архангельской области произошла феноменальная, по выражению политологов, смена власти. Восемь лет управлявший областью Анатолий Ефремов, позиция которого многим казалась незыблемой, с разгромным счетом проиграл выборы малоизвестному директору небольшого архангельского молокозавода Николаю Киселеву, никогда не входившему в политическую элиту области. 100 дней Киселева - это не только первый квартал на губернаторском посту, но и в политике вообще.
Дебют-команда
Фактически весь прошедший период ушел на изменение структуры администрации области и формирование ее нового состава. Теперь у губернатора только два первых зама и пять простых (у Ефремова было три и двенадцать соответственно). Но процесс формирования команды затянулся, депутаты областного собрания получили на утверждение проект структуры и состава администрации лишь в конце июня, причем документ содержал много вакансий, заполнить которые предполагается на осенней сессии.
Затянувшееся создание системы управления областью вызвало первые нарекания в адрес нового губернатора со стороны местного политического и делового сообществ. Впрочем, для новичка эта медлительность естественна - Киселев смутно представлял себе кадровый потенциал области, а некоторые опытные специалисты отказались от предложения войти в его администрацию. Кроме того, еще во время предвыборной кампании Киселев продемонстрировал отстраненность от деловых элит области, с которыми не стал вести переговоры и после избрания. Судя по персоналиям, основными принципами подбора кадров, как обычно в России, послужили личная близость к губернатору или близость к структурам, выступившим спонсорами его предвыборной кампании. Таким образом, в администрации области сформировались две группы влияния - «друзья» и «спонсоры», и пока сложно сказать, какая из них впоследствии будет оказывать наибольшее влияние на губернатора. Так или иначе, учиться политике в Архангельской области будет не только губернатор, но и правительство.
Свои и «чужие»
Группа «друзей» количественно уступает: Михаил Ситкин, заместитель по социальным вопросам (раньше он курировал те же вопросы на северодвинском оборонном заводе «Севмашпредприятие»), Александр Южанинов, заместитель по вопросам экономического развития и финансам (20 последних лет он жил в Германии, где был, как говорят, преуспевающим бизнесменом) и Вера Лычева, директор департамента финансов (до этого она работала главным бухгалтером в ЗАО «Северная клиринговая палата», а также в предвыборном штабе Киселева). По мнению местных экспертов, Южанинов - кадровая находка Киселева, тогда как назначение двух других персон большинство восприняло скептически, сомневаясь, что они смогут быстро подняться на региональный уровень осмысления и решения вверенных вопросов.
В группу «друзей» до недавнего времени входил Александр Преминин, фактически сразу после выборов назначенный Киселевым своим первым заместителем, руководителем аппарата. Давний друг Киселева, Преминин был генеральным директором «Северной клиринговой палаты», а также возглавлял предвыборный штаб. Все это время он являлся фактически «правой рукой» Киселева, отвечая практически за все. К кандидатуре Преминина у депутатов областного собрания, утверждавших структуру областной администрации, возникло больше всего претензий, суть которых сводилась к тому, что за три месяца он фактически не смог решить ни одну серьезную проблему. Его утверждение в должности было под угрозой, и Николай Киселев лично просил депутатов о поддержке кандидатуры Преминина. Его утвердили в должности, но через месяц Александр Преминин подал в отставку, которую Киселев мгновенно принял. На пресс-конференции Преминин объяснил, что просто «выполнил свою задачу - формирование администрации области, и ушел бы раньше, но нужно было провести заседание Морской коллегии», которое прошло в Архангельске в июле. Впрочем, есть и неофициальные объяснения, но о них позже.
В «спонсорской» группе сформировалось несколько подцентров влияния с достаточно противоречивыми интересами. Наиболее важные посты заняли Игорь Норко - первый зам по инфраструктурному развитию, и Рафаэль Галимзянов - заместитель по управлению природными ресурсами и экологии. Оба раньше работали в структурах НК «ЛУКОЙЛ» (хотя на выборах компания официально поддерживала Ефремова). Впрочем, говорят, что и Норко, и Галимзянов связаны не столько с нефтяной компанией, сколько с Алексеем Бариновым, бывшим генеральным директором архангельской «дочки» «ЛУКОЙЛа» - «Архангельскгеологодобыча», до самого недавнего времени служившим федеральным инспектором в Ненецком автономном округе.
По общему мнению, именно Алексей Баринов стоял за Киселевым. Считается, что Баринов в ближайшей перспективе будет претендовать на пост губернатора НАО, где выборы пройдут в начале 2005 года. А впоследствии - на губернаторское кресло укрупненного субъекта, если объединение НАО с Архангельской областью все-таки состоится, о чем все настойчивее говорят в Архангельске со ссылкой то на полпреда Илью Клебанова, то на Кремль. Во всяком случае, ни у кого не вызывает сомнений, что влияние Баринова на новую архангельскую политику едва ли не определяющее. Кроме того, в кулуарах областной администрации поговаривают о скором вхождении в чиновничий состав давнего соратника Алексея Баринова - Дмитрия Несанелиса, заместителя гендиректора «Архангельскгеологодобыча». Некоторые прочат ему освободившееся место первого зама губернатора.
Некоторое влияние в администрации области, по мнению наблюдателей, получил холдинг «Базовый элемент». Как отмечают аналитики, в начале предвыборной кампании «Базэл» не выступал открыто ни в чью пользу, но впоследствии явно помогал Николаю Киселеву. В Архангельской области «Базовый элемент», как известно, привлекают два крупнейших предприятия региона - Архангельский и Котласский ЦБК, из-за которых уже около двух лет длится конфликт с собственниками - группой «Титан» и «Илим Палп Энтерпрайз». Кроме того, в последние месяцы представители компании озвучили планы по приобретению Соломбальского ЦБК, одного из самых крупных архангельских заводов, а также планы освоения нескольких бокситовых месторождений, расположенных в области. Впрочем, эти месторождения еще даже не предполагались к «изъятию» из нераспределенного фонда недр, а добыча ведется только на одном - Североонежском бокситовом руднике, вокруг которого в СМИ недавно поднялась волна скандалов, традиционная для корпоративных войн.
Как бы то ни было, с «Базовым элементом» связывают нового директора департамента ЛПК Александра Булатова. Три года назад он занимал этот же пост в ефремовской администрации. Во время «лесной войны» Булатов выступил на стороне «Базэла». Хотя сложно сказать, насколько Булатов связан с холдингом Олега Дерипаски, он вполне может вести самостоятельную политику. В любом случае, у Булатова, мягко говоря, натянутые отношения с группой «Титан», собственником АЦБК, точнее - с ее бывшим главой, нынешним депутатом Госдумы Владимиром Крупчаком. Кстати, Крупчак, оказавший Киселеву во время губернаторских выборов мощную поддержку (за полторы недели до голосования он, явно лидировавший, снял свою кандидатуру, а все нерастраченные финансовые и «электоральные» ресурсы отдал Киселеву), рассчитывал провести своего человека на пост директора департамента ЛПК. Но в итоге, группе «Титан» в администрации области достался почетный портфель заместителя губернатора по работе с органами местного самоуправления, представителем обладминистрации в областном собрании депутатов стал Виталий Баско, бывший генеральный директор гостиницы «Двина», принадлежащей группе.
Точки кипения
Понятно, что вхождение во власть, учитывая жесткую устоявшуюся политическую систему, выстроенную Анатолием Ефремовым, не могло пройти для Киселева гладко. Фактически сразу у него возникли напряженные отношения с областным собранием депутатов. Во многом потому, что Николай Киселев начал слишком активно претворять в жизнь предвыборные обещания: сократить численность чиновников, депутатов и, соответственно, затраты на их содержание. Но если с чиновниками решить вопрос было просто (приказ о сокращении численности областной администрации на 10% губернатор издал сразу после вступления в должность), то с депутатами все оказалось гораздо сложнее.
Как известно, по новому федеральному закону, законодательные органы субъектов теперь формируются по мажоритарной и партийной системам. Собрание депутатов Архангельской области должно состоять из 78 депутатов (сейчас их 37). Киселев предложил «сократить» их число до 50. А это означало, что некоторые избирательные округа придется объединять, т.е. шансы сегодняшних депутатов на переизбрание заметно снижались. Возможно, проблема не была бы столь острой, но выборы в областное собрание должны пройти в декабре этого года. Депутаты инициативу губернатора восприняли в штыки, а администрация области, не имеющая дипломатического опыта в работе с законодателями, не предприняла серьезных попыток их убедить. В результате сложилась критическая ситуация: депутаты настойчиво заворачивали проекты структуры областной администрации (было минимум четыре варианта), высшие областные чиновники ходили с приставкой «и.о.» без особой уверенности, что их утвердят на этих постах, фактически не принимая решений по серьезным вопросам. А это как раз был период «серьезных вопросов»: нужно было начинать подготовку к зиме, закупать и завозить топливо, отправлять в отпуск учителей. Это, в свою очередь, привело к тому, что в среде глав муниципальных образований (районов и городов области), не имевших возможности добиться от областной власти решения проблем, начал зреть потенциальный конфликт с новой администрацией.
Впрочем, по мнению Вадима Трескина, директора по развитию архангельского центра социологических и маркетинговых исследований «Форис», «всеобщий ропот по поводу невозможности «решить вопросы», скорее всего, вызван разрушением прежних традиций». «За последние восемь лет люди привыкли, что почти все проблемы нужно решать в администрации области, тогда как далеко не все вопросы действительно находились в ее компетенции или на ее уровне, многое можно и нужно было решать на местах», - считает Трескин.
«ЕдРо» влияния
Между тем в области начал формироваться еще один потенциальный центр влияния: региональное отделение «Единой России», которое при прежнем губернаторе было пристежным ремнем администрации области, попыталось стать действительно влиятельным игроком на политическом поле. С одной стороны, этому способствовал уход местного партийного лидера, случившийся вскоре после губернаторских выборов, - бывшего «единоросса» Евгения Шевчука. Как полагают аналитики, он фактически был отправлен в отставку за провал двух выборов подряд: в Госдуму по одному из округов прошел не кандидат от «ЕдРа» и администрации области, а опальный Владимир Крупчак (до выборов изгнанный местной ячейкой из партии за самовыдвижение), следом проиграл поддержанный «ЕдРом» Ефремов.
Региональное отделение партии возглавил Николай Львов, генеральный директор Соломбальского ЦБК, над которым нависла угроза поглощения «Базэлом». Среди местной политической и деловой элиты он всегда считался влиятельной фигурой, но держался в тени. Как отмечают аналитики, в обострившейся ситуации вокруг предприятия уход Львова в открытую политику был закономерен. При этом Николай Львов, не участвовавший в распределении постов и портфелей в новой администрации области и вообще державшийся от нее на почтительном расстоянии, воспользовался периодом политической неопределенности. В частности, Вадим Трескин отметил, что «в этот период, когда многие всерьез не воспринимали администрацию области политическим центром, Николай Львов как лидер местного отделения «ЕдРа» попытался стать «интерфейсом» областной власти». «Во всяком случае, представителям крупного и среднего бизнеса - как уже работающего в области, так и собирающегося там обосноваться, рекомендовали начинать «решение вопросов» со знакомства с Николаем Львовым», - добавил Трескин.
Любопытным, учитывая усиление «ЕдРа» и сохранение влиятельных позиций группы СЦБК, является недавнее назначение на должность руководителя департамента общественных связей и информации Якова Попаренко, экс-владельца крупного медиа-холдинга и давнего партнера Николая Львова. Отметим также, что с момента создания регионального отделения «ЕдРа» Попаренко отвечал в политсовете за идеологию. «Назначение Якова Попаренко можно расценить еще и как попытку «соломбальской группы» делегировать во власть своих людей», - считает Вадим Трескин. Впрочем, московский политолог Модест Колеров то же самое назначение расценил как отход губернатора со своих позиций: «Вначале Попаренко был несколько «оттерт» новой властью с прежних преимущественных позиций, но теперь он возглавил один из важнейших департаментов, что со стороны власти выглядит очень непоследовательно».
Внешняя политика
Но кроме политических проблем были и экономические. Степень подготовки области к зиме оказалась катастрофически низкой, и, хотя деятельность в этом направлении активизировалась, Архангельская область уже попала в «черный список», Федеральное агентство по строительству и ЖКХ причислило ее к фактически не готовым к зиме регионам. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что область из этого списка практически никогда и не вылезала. Кроме того, обнаружились серьезные проблемы с наполнением бюджета: полугодовой план по сбору налогов в областную казну выполнен на 93%, а к годовому заданию - всего на 44%. На отпускные учителям деньги нашлись с трудом. Обострились проблемы с муниципальными автотранспортниками, которые выступили с требованием погасить долги областного бюджета - по их подсчетам, в размере 113 млн рублей.
Бюджетные проблемы администрация объяснила тем, что предыдущая власть слишком увлекалась кредитами в коммерческих банках, и многие из займов пришлось возвращать в начале этого года. Кроме того, по мнению Александра Южанинова, доходная часть областного бюджета на 2004 год была явно завышена прежней администрацией. Впрочем, главный вопрос в этой ситуации не «кто виноват», а что будет делать новая власть. Судя по заявлениям, Николай Киселев, во-первых, отказался от займов в коммерческих банках, надеясь на ссуды из Минфина. Во-вторых, судя по всему, губернатор пойдет фискальным путем. Так, в частности, он заметил, что у главных налогоплательщиков области - Архангельского и Котласского ЦБК - снизились объемы налоговых отчислений. «Замечал» это и Анатолий Ефремов, привлекавший для выяснения ситуации правоохранительные органы. Тот же способ избрал и Николай Киселев, говоривший о налоговых «проступках» целлюлозных комбинатов на недавней встрече с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым. Также в областной администрации вынашивают идею убедить компании, владеющие предприятиями области, вернуть центры формирования прибыли, находящиеся сейчас за пределами региона.
Что касается политической неопределенности, то команде нового губернатора удастся ее устранить, как полагают местные аналитики, лишь активно влияя на предстоящие в декабре выборы в областное собрание депутатов и глав муниципальных образований. «Велика вероятность, что на выборах проявят активность так называемые «реваншисты» - близкие прежней власти персоны и группы», - полагает Модест Колеров. Судя по всему, понимает это и администрация области. Во всяком случае, предстоящие выборы считаются одной из приоритетных задач. И отставку первого зама губернатора Александра Преминина, больше известного в Архангельске как политтехнолога, многие связывают именно с выполнением этой задачи. Судя по всему, Преминин сконцентрируется на выборах мэра Архангельска. Николай Киселев, комментируя неожиданную отставку своего первого зама, отметил, что Преминин займется проблемами областного центра, находящегося далеко не в лучшем виде, и с экономической, и эстетической, и с политической точек зрения. А сам Преминин не скрывает, что ему предложили участвовать в выборах мэра в качестве кандидата и в качестве политтехнолога, правда, он пока окончательно не решил, какое предложение принять.
Не исключено, что на предстоящих выборах может значительно смениться состав районных и городских глав, и вполне вероятно, что к власти на местах также придут политические новички. Поэтому дальнейшее развитие политической ситуации в области будет зависеть от способности администрации выстроить отношения с новым законодательным корпусом, а также с местными главами. Этот процесс продлится, как минимум, до середины 2005 года.
«Идут закономерные изменения на политическом поле области, - уверен Вадим Трескин. - Точнее, в Архангельской области появилась политика, а до этого были лишь интриги. Этот процесс запущен еще во время выборной кампании в Госдуму. Тогда в области стали появляться новые политические силы, после выборов многие поняли, что можно не только «идти в политику», но и добиваться успеха. Губернаторские выборы укрепили это понимание. На мой взгляд, к выборам в областное собрание депутатов и муниципальных глав политические силы примут более определенный вид, среди кандидатов появятся действительно реальные политики, с более или менее четко выраженными взглядами и идеями. И я допускаю, что среди тех, кто не сумеет победить, окажутся люди, которые в дальнейшем будут пытаться реализовать свои идеи. А все это в конечном счете может оказать влияние и на политику администрации области»."