"Оптимисты будут разочарованы. Тот, кто надеялся, что с установкой останков "Курска" в сухой док его тайны выйдут на поверхность, плохо знает Кремль. Он скрывает от глаз даже останки атомной подводной лодки. Лишь узкому кругу из числа номенклатуры разрешается смотреть на них и обследовать. В особом привилегированном положении находится Генеральный прокурор Владимир Устинов, самый высокопоставленный свидетель в сухом доке. На специальном учении, проводившемся на борту подводной лодки "Орел", он готовил 37 своих сотрудников к следственным действиям на "Курске". Юристы, в защитных костюмах и противогазах, вскоре смогут почувствовать себя на "Курске" как дома. Вместе с ними представители судебно-медицинской экспертизы и, прежде всего, военно-морские техники. Никто не знает, как перенесли 22 крылатые ракеты типа "Гранит" катастрофу и годичное пребывание на морском дне. В случае необходимости их хотят извлечь вместе со стартовыми приспособлениями из корпуса лодки. Еще больше озабочены специалисты по поводу куда более страшной опасности: химики-разведчики под командой капитана Александра Денкевича, старшего офицера Северного Флота по вопросам окружающей среды, спешат выяснить вопрос о состоянии реакторов лодки. И только в том случае, если не будет повышенного уровня радиации, начнется их демонтаж. В ином случае док будет тотчас же затоплен водой. Холодная вода является самым оперативным средством на случай любой чрезвычайной ситуации с ядерными веществами. Тем временем средства массовой информации уже поостыли в своих надеждах добиться ясности относительно причин крупнейшей катастрофы в истории российского Военно-Морского Флота. "Поднятый "Курск" покажут только экспертам, - пишет разочарованно "Независимая газета". - От всех других подводную лодку скрывают под маскировочной сетью государственной безопасности". Действительно, пресс-секретарь Военно-Морского Флота Игорь Дыгало уже сейчас говорит на страницах государственного портала strana.ru о другом учреждении. "Вся информация" после продолжительного обследования останков лодки будет предоставляться средствам массовой информации исключительно Генеральной прокуратурой. В конечном счете, хозяином процесса станет инстанция под названием ФСБ, относительно которой замалчивается то, что она является преемницей КГБ. Случай с Галиной Старовойтовой является одним из многих примеров. Харизматичный политик-реформатор была убита 20 ноября 1998 года. Это было заказное убийство. В Генеральной прокуратуре, полностью взявшей следствие в свои руки, до сих пор невозможно получить какую-нибудь информацию о ходе расследования. Раньше всех она протянула свои руки и к "Курску". 24 августа 2000 года Генеральная прокуратура и военная прокуратура открыли уголовное дело по статье 263 Уголовного кодекса. В ней говорится о "нарушении правил безопасности и эксплуатации", в том числе и на море. Для соответствующего процесса не определены сроки, он проходит за закрытыми дверями.
Тем больше появляется вопросов в средствах массовой информации. Как так, задает вопрос "Общая газета", что для выяснения причин катастрофы до сих пор не были привлечены независимые эксперты и научно-исследовательские институты? Почему носовая часть лодки, представляющая собой особенно важное вещественное доказательство, должна подниматься позднее и под покровом секретности? Была ли вовлечена в сговор государственная специальная комиссия?
Между тем, Главнокомандующий Владимир Путин пытается вызвать в народе чувство новой гордости. В ноябре Военно-Морскому Флоту будет передана громадная подводная лодка "Гепард". В какой мере при определении ее задач учитывается судьба "Курска", военные держат в строгом секрете. Правда, простые моряки были более откровенны с корреспондентом бульварной газеты "Московский комсомолец". Для них все загадки "Курска" разрешатся не раньше, чем через 15 лет, "когда все посвященные в тайны люди выйдут на пенсию и захотят рассказать все, как было". "