В воскресенье, накануне 53-й годовщины со дня рождения Ахмата Кадырова, Владимир Путин побывал на могиле погибшего президента Чечни. После этого, встретившись в Сочи с нынешним руководством республики, глава государства поддержал идею о направлении выручки от продажи чеченской нефти за границей в бюджет республики. Напомним, что именно этого добивался Ахмат Кадыров, так что лучшего подарка Алу Алханову, главному претенденту на пост нового руководителя республики, и представить нельзя. Вдохновленный поддержкой российского президента, вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров пообещал в короткое время превратить Чечню "в самую спокойную республику в России"
"На могиле Ахмата Кадырова
В воскресенье примерно в шесть утра Владимир Путин неожиданно вылетел из Сочи, где он находится "в рабочей поездке", в столицу Чечни. В Грозном он пересел на вертолет и направился в село Центорой, на родину Ахмата Кадырова, погибшего 9 мая нынешнего года в результате теракта на грозненском стадионе "Динамо". Вместе с сыном покойного Рамзаном Кадыровым и главным претендентом на пост президента Чечни Алу Алхановым Владимир Путин возложил цветы на могилу Кадырова и согласно чеченскому обычаю приложил ладонь к земле и памятнику над ней.
Стоя у могилы, Путин сказал: "Ахмату-Хаджи исполнилось бы завтра 53 года. Мы потеряли исключительно мужественного, талантливого и порядочного человека. У него не было другой цели, кроме одной - служения своему народу. Он шел к этому сложным путем, но всегда был честен. Наша обязанность - завершить добрые дела, которые начал Ахмат Кадыров..." После этого в десятом часу утра Владимир Путин, Алу Алханов и Рамзан Кадыров прибыли в Сочи. Уже здесь в присутствии журналистов Кадыров-младший выразил российскому президенту благодарность за посещение могилы отца. Путин вежливо прервал гостя: "Не нужно благодарности. Мне давно хотелось побывать на могиле. Это мой долг памяти перед Ахматом-Хаджи". И, не откладывая, попросил Алханова проинформировать его о проблемах, стоящих перед республикой.
"Нельзя допустить, чтобы работа приостанавливалась"
Алханов, по совместительству являющийся еще и председателем общественного совета по восстановлению Чечни, сразу же затронул чрезвычайно острую для республики тему выплат компенсации за утраченное жилье. По его словам, после смерти Ахмата Кадырова и до середины июля этого года средства на восстановление жилья получили всего около четырех тысяч человек. "После нашего вмешательства с середины июля к ним прибавилось еще более семи тысяч человек", - отметил Алханов, посетовав, что более быстрому продвижению работы мешает отсутствие на руках у многих граждан документов, подтверждающих то, что они лишились жилья. "Нельзя допустить, чтобы работа приостанавливалась из-за отсутствия документов, - обратился Путин к Рамзану Кадырову. - Вы как руководитель силового блока должны помочь... Качество работы силового блока будет напрямую зависеть от решения этого вопроса".
"Главное, что это началось"
После этого Путин и его собеседники перешли к обсуждению вопроса о восстановлении в республике связи, прежде всего мобильной. До последнего времени ею в Чечне пользовался очень ограниченный круг людей: члены правительства, силовики... Чтобы получить разрешение на мобильник, требовалось специальное разрешение местных органов ФСБ. Сегодня этот запрет снят, мобильная связь заработала. "В день выдается до 500 мобильных телефонов, - доложил президенту Алханов. - Все происходит, как в остальной России: человек приходит с паспортом и заключает контракт". "Но пока мобильная связь работает только в двух пунктах", - традиционно проявил осведомленность Путин. Что сказать на это, Алханов не нашелся. За него ответил Рамзан Кадыров: "Главное, что это началось!"
"Это предложение кажется разумным"
Главную сенсацию участники встречи преподнесли под самый занавес. "Вы как никто другой знаете о сложной экономической ситуации в республике, - обратился Алханов к Путину. - Мы долго думали, как выйти из положения, и предлагаем следующий план..." Как выяснилось из монолога Алханова, руководство республики предлагает оставлять в Чечне всю выручку от экспорта ее нефти. "Всю вырученную сумму предлагаем направить в Чечню для восстановления экономики и социальной сферы, - попросил Алханов. - Это позволит снизить нагрузку на федеральный бюджет и активизировать восстановление республики".
Напомним, что это же предложение озвучивал еще год назад Ахмат Кадыров. Тогда оно не нашло положительного отклика, однако на этот раз Путин заявил: "Мне это предложение кажется разумным. Оно будет понято всеми". И попросил в кратчайший срок четко сформулировать и внести в российское правительство соответствующие предложения. "Если нужно, мы сделаем это на уровне правительства, а если необходимо изменение в налоговых законах, я готов обратиться к депутатам Госдумы", - пообещал Владимир Путин.
"Важно, чтобы не пропала ни одна копейка!" - высказался президент относительно перераспределения нефтяных денег. И тут же напомнил чеченским лидерам о том, что экономические программы невозможно реализовать без наведения порядка и обеспечения безопасности жителей. Важнейшая составляющая в этом деле, по словам президента, - "взаимодействие между различными силовыми ведомствами в республике: чтобы быть эффективными, нужно понимать друг друга с полуслова". В ответ вице-премьер и куратор силового блока в правительстве Чечни Рамзан Кадыров заверил Путина в том, что "вылазки бандитов скоро прекратятся, Чечня станет самой спокойной республикой в России".
Чеченская нефть: цена вопроса
Борьбу за выручку предприятия "Грознефтегаз" Ахмат Кадыров вел начиная с 2003 года: тогда он потребовал от федеральной власти передать контрольный пакет акций этой компании правительству Чечни (с 2000 года 51% "Грознефтегаза" принадлежит государственной компании «Роснефть», а 49% - администрации Чечни). Тогда же в Госсовете Чечни была озвучена идея о том, что в республике должна оставаться и большая часть доходов от экспорта чеченской нефти.
В 2003 году в Чечне было добыто 1,8 млн. тонн нефти. По оценке президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, доходы от ее экспорта за 2003 год превысили 9,2 млрд. рублей. Однако, по данным Счетной палаты, от налоговых отчислений "Грознефтегаза" Чечня получила лишь 560 млн. рублей. Да и распоряжался этими средствами федеральный центр: доходы "Грознефтегаза", согласно специальному постановлению правительства от 2000 года, зачисляются на специальный счет Минэнерго. В обращении к премьер-министру Михаилу Фрадкову от 22 апреля 2004 года президиум Госсовета Чечни и Межведомственная комиссия по изучению дел в топливно-энергетическом комплексе Чеченской Республики упрекали "Роснефть» в том, что в 2001-2003 годах она направила на восстановление республики менее 10% доходов от экспорта грозненской нефти, а большая часть вырученных средств ушла на собственные нужды компании.
Если сейчас центр решится отдать Чечне все доходы от экспорта ее нефти, как это уже бывало в 1998-1999 годах, республика сможет в несколько раз увеличить собственные доходы бюджета. Сейчас они равны лишь 1,3 млрд. рублей (5% от всех доходов бюджета), остальное, свыше 22 млрд., составляют трансферты из центра. По подсчетам аналитика "ФИНАМ" Марии Радиной, при цене нефти в 30 долларов за баррель один налог на добычу полезных ископаемых мог бы принести в бюджет Чечни минимум 2,8 млрд. рублей. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев, в свою очередь, считает, что если федеральная власть оставит Чечне и доходы от экспортных пошлин на нефть, то они дадут ей еще 3,5 млрд. рублей (при цене нефти выше 30 долларов за баррель). В сумме это почти вдвое превышает размер средств, которые в последние годы выделяются из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы ЧР" (3,5 млрд. рублей). И почти втрое - размер средств, которые лишь за один 2003 год были израсходованы в Чечне с "нарушением законодательства", - напомним, что последняя цифра, по данным Счетной палаты, составила 2,3 млрд. рублей.
"