Петербургская администрация на днях собирается уступить свою долю акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Покупателем, судя по всему, станет Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Однако серьезно пополнить бюджет на этой сделке у города вряд ли получится, так как НЛМК уже владеет контрольным пакетом акций порта.
Выиграли сражение...
В течение двух лет город сражался с частными акционерами порта за право принимать участие в управлении морскими воротами северной столицы. 28,79% акций Морского порта отошли питерскому КУГИ еще в ходе приватизации. В 2002 году при Владимире Яковлеве Смольный решил, что подобный пакет акций дает городу право ввести в совет директоров порта своих представителей. Но акционеры со Смольным не согласились, и началась многомесячная тяжба.
Тут нужно оговориться, кто эти акционеры. Еще несколько месяцев назад главными владельцами акций Морского порта считались лихтенштейнская компания «Nasdor» - 48%, КУГИ Санкт-Петербурга - 28%, Минимущества - 20%. Остальные акции находятся в руках мелких акционеров. Оффшорная компания «Nasdor», зарегистрированная в Лихтенштейне, принадлежит депутату Госдумы Виталию Южилину и бизнесмену Андрею Кобзарю.
В 2003 году Смольному удалось сделать свои акции голосующими. Южилинская администрация порта оспорила это в суде, но проиграла. В это время город продолжал наступление: администрации уже Валентины Матвиенко удалось ввести в совет директоров Морского порта своих представителей. Инвестиционный вице-губернатор Юрий Молчанов заявил, что городская администрация планирует расширять свое влияние на порт.
...проиграли войну
Южилинские юристы подали апелляцию, но суд вновь занял позицию администрации Петербурга. Тем временем выяснилось, что судебная тяжба была лишь отвлекающим маневром для Виталия Южилина. Едва ли не сразу после второй раз проигранного суда он продал свои акции Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК). Причем уступил он не 48%, которым, как считалось, обладал его оффшор «Nasdor», а контрольный пакет (50% +1 акция).
Оказалось, за время судебной тяжбы Виталий Южилин смог сосредоточить в своих руках больше половины акций Морского порта. С мелкими акционерами работали по-разному, кого-то удалось убедить деньгами (цена одной акции, по слухам, зашкаливала за 300 долларов), кого-то иными «доступными средствами». Контрольный пакет Южилину удалось реализовать за более чем серьезную сумму. Одни источники называют цифру 120 миллионов долларов, другие - 140, но все эксперты сходятся на мнении, что сумма превышала 100 миллионов «зеленых».
Юристы Смольного, получив доступ к документам Морского порта, выяснили, что все активы предприятия уже выведены в дочерние компании. Владел ими, как уже можно догадаться, все тот же Виталий Южилин. Впрочем, и их он через какое-то время продал. На балансе же ОАО «Морской порт», доступ к управлению которым наконец получил город, осталось лишь здание администрации порта.
Узнав о столь радостном событии, Смольный решил избавиться от уже ничего не значащих 28% акций. Такое же решение, кстати, приняли и в Минимуществе, решив расстаться со своими 20%. Однако сумма, которую выручит городской бюджет, навряд ли превысит 4 - 5 миллионов долларов. Федералы выручат еще меньше.
«Мы пришли сегодня в порт...»
НЛМК, принадлежащий Владимиру Лисину, вплоть до последнего времени был едва ли не единственной металлургической компанией, не имеющей транспортных активов. Судя по всему, господин Лисин решил исправить ситуацию и лихо взялся за дело. Кроме Морского порта был приобретен контрольный пакет Туапсинского морского торгового порта. За туапсинский порт Лисин выложил также не меньше 100 миллионов долларов.
Зачем же НЛМК питерский порт? Очевидно, для узкой специализации - транспортировки собственной продукции: металла и химии. Вряд ли металлурги активно начнут заниматься транспортным бизнесом. В результате резко уменьшится объем перевозок, соответственно сократится количество рабочих мест. Перевозить сами себя металлурги будут по минимальным тарифам. А это значит, что резко уменьшатся налоги, поступающие в городской бюджет. Скорее всего, определенный интерес к деятельности порта, в котором занимаются перевозками металла и химии, проявят экологи.
Кто вы, мистер Южилин?
Кто же этот человек, обведший Смольный вокруг пальца, обесценивший городские акции и приведший в Питер металлургов? Виталий Южилин не просто бизнесмен, он еще и политик. В данный момент он депутат Государственной Думы, входящий во фракцию «Родины». Немногим ранее он был членом КПРФ, а также одним из главных спонсоров питерских коммунистов. Но в петербургском отделении компартии произошел раздрай, и южилинских людей из ячейки вычистили.
Однако в политической жизни города он сохранил неслабое влияние. Говорили, он принимал активное участие в спонсировании предвыборной кампании в Заксобрание, имел свой список кандидатов в депутаты. И провел, по слухам, не меньше 8 человек. Искать их якобы надо во фракциях «Единая Россия» и КПРФ.
А начинал Виталий Южилин в первой половине 90-х прошлого века. Торговал нефтепродуктами, удачно вложил деньги в питерский порт. Сумел сохранить жизнь благодаря якобы имеющей место быть дружбе с некоторыми питерскими «авторитетными» предпринимателями. Среди таковых называли Михаила Мирилашвили. За последние несколько лет к порту проявляли интерес Константин Яковлев (Костя Могила) и Артур Кжижевич. Однако один покойник, другой - за решеткой. Последним вроде бы хотел наложить лапу на порт Андрей Мироедов (Мирыч - особо приближенный к патриарху уголовного мира Деду Хасану). Однако после этого на Мирыча было совершено покушение, его автомобиль был расстрелян, сам Мироедов чудом не пострадал... "