"На минувшей неделе Владимир Путин поручил министру обороны Сергею Иванову "лично взять под контроль атомную энергетику в части, касающейся ядерного оборонного комплекса". Кроме выполнения госпрограммы вооружения, производства и поддержания эксплуатационных качеств ядерного оружия, это подразумевает еще и совместное с Федеральным агентством по атомной энергии развитие единственного из оставшихся в России ядерных полигонов на архипелаге Новая Земля. Несмотря на присоединение России к договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и 13-летний мораторий на их проведение, полигон "не молчит".
Земля Сметанина
Владимир Сметанин - глава администрации поселка Белушья Губа - столицы Центрального ядерного полигона России, 16 лет живет на Новой Земле. Приехал лейтенантом-связистом, дослужился до замначальника полигона по воспитательной работе, а 4 месяца назад стал мэром. Но его имя уже можно вписывать в историю "Белушки": ему удалось то, чего до него не мог никто, - построить и ввести в строй спутниковую телефонную станцию общего пользования. Вместе с 6 телефонными кабинами междугородней связи и несколькими компьютерами, подключенными к интернету, станция в прямом смысле открыла Новую Землю для цивилизации.
- Наверное, это трудно представить, - говорит Сметанин, - но еще неделю назад у нас была только служебная связь. Два канала. Один входной, второй выходной. Позвонить по ней люди могли, только заранее записавшись в очередь, а поговорить с родными и близкими - через несколько недель ожиданий. В первый день, когда мы запустили новую телефонную станцию, было сделано более 400 звонков. В среднем за один заход люди делали по 17 звонков. А теперь мы еще и телефоны по квартирам разнесем...
Гражданские сюда не летают
Архипелаг Новая Земля - одна из самых северных точек России. До ближайших крупных городов - Архангельска, Диксона, Мурманска - более тысячи километров. Связь с внешним миром - по морю с июля по ноябрь или по воздуху с учетом погоды, из-за снега или тумана самолеты могут не летать неделями. Когда в Москве плюс 26, на Новой Земле плюс 5 - лето, а кое-где лежит не растаявший с прошлой зимы снег. Любимые истории старожилов: сугробы до второго этажа, белые медведи на лестничных клетках домов. Смех смехом, но это - реальная проблема. Из-за запрета охоты на них медведи вольготно чувствуют себя на архипелаге и частенько заходят в "Белушку" полакомиться отходами солдатской столовой, а то и поохотиться на собак, обитающих возле каждого жилого дома.
Весь архипелаг - одна сплошная закрытая зона. Посторонних нет. Только военные с семьями. Всего около 3 тысяч человек. Все объекты инфраструктуры: жилые дома, школа, детский сад, поликлиника, госпиталь и котельная - военные объекты, ответственность за содержание которых несет Минобороны. Мэр Сметанин отвечает только за "социалку". Делить, по его словам, с военными городскую инфраструктуру, как это происходит в других городах, он не собирается, да это и не имеет смысла - Архангельская область, куда относится Новая Земля, архипелаг не прокормит. Все, начиная от горючего и заканчивая продуктами, мебелью и стройматериалами, завозится с Большой земли исключительно военными самолетами. Гражданские сюда не летают - нерентабельно. Билет от Архангельска до "Белушки" стоит 6,5 тысячи рублей, больше, чем из Москвы до Новосибирска. Однако мэр уверен, что сможет удешевить перелет. О том - как, пока молчит, говорит, что ведет переговоры с несколькими региональными авиакомпаниями.
- Очень серьезная проблема - "социалка", - говорит Сметанин. - Телефонный узел это только эпизод. У нас ведь тут даже парикмахерской нет. Сейчас решаю вопрос с открытием комбината бытового обслуживания. Хочу построить центр досуга, где была бы оранжерея с настоящими большими деревьями, детской площадкой, крытый каток и ресторан. Проект проходит согласование в областной администрации, надеюсь, скоро начнем стройку.
Тундра и море
На впервые попавшего сюда "Белушка" производит угнетающее впечатление. Одна-единственная улица, вымощенная бетонными плитами, по краям - несколько грязных, облупленных пятиэтажек. Продмаг, Дом культуры, детский сад и школа. Все. А дальше, куда хватает глаз, - тундра и море. Одним словом, полная безнадега.
- Каждый год мы ремонтируем и подкрашиваем дома, - говорит мэр. - Но зимой здесь ветра - 30 метров в секунду. Так что к весне поселок в том же печальном состоянии. С прошлого года пошли по другому пути, более дорогому, зато более эффективному - стали отделывать фасады зданий металлическим сайдингом.
Первыми под "евроремонт" попали детсад и школа. Теперь они - словно пятна света среди серых построек. Детсад - ярко-синий, школа - зеленая. К следующему году в "Белушке" надеются отделать оставшиеся дома. В том, что это произойдет, Сметанин не сомневается. В 1990-х после развала СССР и ратификации ДВЗЯИ Новая Земля погрузилась во мрак полярной ночи - полигон перестал интересовать руководство страны, у Минобороны не хватало средств на его содержание. Одно время даже обсуждался вопрос эвакуации женщин и детей с замерзающего архипелага. Теперь, верит мэр, на Новой Земле наступают новые времена - полигон стал объектом федерального значения, военным ставят задачу обеспечить ядерное сдерживание. Значит, будут не только медведи, но и деньги на развитие.
Спальня для джина
- Ядерный боеприпас - это живой организм, - делится замруководителя Агентства по атомной энергии, отвечающий за ядерно-оружейный сектор Иван Каменских. - Процессы, протекающие внутри находящегося в нем материала, требуют постоянного контроля. Надо следить и за другими - механическими и электронными узлами изделия.
В 1996 году в рамках соблюдения ДВЗЯИ Минатому была поставлена задача: не нарушая положений договора, заняться подтверждением надежности, безопасности хранения и эксплуатации, а также соответствия тактико-техническим характеристикам ядерного арсенала. Была разработана технология так называемых подкритических экспериментов, с помощью которой можно с высокой точностью гарантировать боеготовность ядерного оружия в час "Х" и в то же время его полную безопасность во время хранения.
Технология так называемых неядерных - гидродинамических, или подкритических, - взрывов стала своеобразной отдушиной для всех ядерных держав. Во многом только благодаря ей США и Великобритания изменили свою позицию по отношению к международным договорам о запрещении ядерных испытаний. В США опыты по новой технологии стали проводить на ядерном полигоне в Неваде на подземной установке LYNER. В России - на Новой Земле.
Эксперименты с макетами ядерных устройств проводятся в тех же штольнях и по той же технологии, что и с полноценными ядерными устройствами. Единственное и главное отличие от полномасштабных взрывов в том, что в макете ядерного устройства используется некритическая по своей массе доля ядерного вещества, выделяющая при взрыве не более 0,1 мкг тротилового эквивалента.
Макет устройства помещается в специальный контейнер, который обкладывается бентонитовой глиной, вход в штрек бетонируется. Эксперименты экологически безопасны. Контейнер позволяет производить подкритические эксперименты без особого риска для окружающей среды и людей на открытом воздухе даже на "внутренних" полигонах Минатома. Бентонитовая глина под действием тепловыделения химической взрывчатки в случае, если будет разрушен контейнер, стекленеет, закупоривая части ядерного устройства в стеклянном коконе. А заодно забивает геологические щели в тектонической породе, препятствуя проникновению радиоактивных веществ за пределы горной породы. Третья и четвертая степени защиты - бетонная "пробка" и сама горная порода. О безопасности таких опытов говорит хотя бы тот факт, что сами испытатели находятся всего в 30 метрах от эпицентра взрыва.
По такой технологии, по словам Каменских, ежегодно на Новой Земле проводится до 6 "взрывов". Благодаря этому Россия может говорить, что ее ядерный арсенал полностью безопасен и боеготов. Об этом и шла речь на совещании у президента на прошлой неделе. А повышение роли главы МО в контроле за ядерно-оружейной сферой будет заключаться, по словам Каменских, в подписании нового соглашения о разграничении полномочий по содержанию ядерного полигона между Минобороны и Агентством по атомной энергии.
- "Росатом" как занимался разработкой ядерного оружия, его испытаниями и техническим сопровождением, утилизацией, так этим и будет заниматься, - говорит Каменских. - Военные же будут обеспечивать безопасность его хранения, эксплуатации и работу полигона.
Уезжать не хотят
По словам начальника Центрального полигона Юрия Соколова, служить на Новой Земле не сложнее, чем где бы то ни было в другом месте. Хотя особенности, конечно, есть. Прежде всего из-за закрытых санитарных зон - мест наземных, надводных и воздушных испытаний ядерного оружия. Появляться там без специального разрешения нельзя - повышенный уровень радиации, хотя и не такой критический, как раньше. По словам генерала, время берет свое, радиация постепенно рассеивается. За этим, кстати, на полигоне постоянно следят, замеряют, изучают действие на живые организмы и растения. Сегодня радиологический фон на архипелаге не превышает 7-13 микрорентген в час. Много это или мало? К примеру, в Москве, естественный фон 18-25 микрорентген в час.
- Когда мы сюда приехали с мужем, я думала, отслужим, переведемся на материк, а там о детях можно подумать, - рассказывает Юля, жена офицера. - А тут посмотрела на условия, на то, как все меняется в лучшую сторону - хороший детский садик сделали, школу отремонтировали, и подумала: пожалуй, тянуть с ребенком не будем. Тут есть все, чтобы нормально жить.
- У меня офицеры уезжать не хотят, а каждые 3 года должна быть ротация, - сокрушается Соколов. - Я обязан переводить людей в более благоприятные для жизни регионы. По закону им должна быть предоставлена равнозначная по тарифной сетке должность, а таких на материке - раз-два и обчелся. Вот и сижу, выдумываю с Игорем Волынкиным, начальником 12-го главка Минобороны (организации, отвечающей за все ядерное оружие России и новоземельский полигон), как людей отсюда отправить. В управлении, кстати, очередь стоит к нам служить...
Оклад новоземельца в 2-2,5 раза выше, чем на материке. Если у обычного офицера в звании майора в той же Москве - 7-8 тысяч рублей, то в "Белушке" - 15-16 тысяч. Плюс к этому северные надбавки и весьма приличный продпаек. С учетом того что до отпуска тратить заработанное практически не на что, получается выгодно. Сметанин говорит: после того как армии стали регулярно платить, на них вышли питерские бизнесмены с предложением открыть на архипелаге казино. Пришлось отказать - согласовывать долго...
- После того как у нас побывал теперь уже бывший начальник Генштаба Анатолий Квашнин, - вспоминает Соколов, - было подписано распоряжение об увеличении с 12 до 18 рейсов военно-транспортной авиации. По некоторым видам первоочередных продуктов мы делаем запасы на 15-18 месяцев. Теперь у нас хотя бы появилась возможность заказать для магазина дополнительное количество свежих овощей и фруктов.
"У нас все есть"
В США сейчас активно развивается программа исследований в области создания ядерных боезарядов малой мощности для поражения заглубленных и защищенных бункеров. На проведение предварительных исследований ученым выделено $15 миллионов.
В "Росатоме" американские работы не комментируют, хотя и не скрывают, что сами постоянно ведут исследования в области модернизации и совершенствования собственных ядерных арсеналов. Результаты ежегодно докладываются лично президенту.
- Наука не стоит на месте, - говорит Каменских. - Когда-нибудь нам придется вернуться к практике проведения полномасштабных испытаний, но когда это произойдет, судить не берусь. Это даже не годы, а десятки лет. Пока того, что есть у нас на вооружении, достаточно, чтобы обеспечить безопасность государства.
Всего на Новоземельском полигоне с 21 сентября 1955 года было произведено 132 ядерных взрыва: 1 наземный, 3 подводных, 83 воздушных, 3 надводных, 42 подземных. По суммарной мощности ядерных взрывов, произведенных в СССР, доля ядерных устройств, испытанных на Новой Земле, составляет 240 Мт (примерно 94% всей мощности). На полигоне прошло и самое мощное в мире испытание водородной бомбы мощностью 100 Мт, взорванной, правда, наполовину ее возможностей. Последний взрыв прогремел на Новой Земле 24 октября 1990 года.