Российские власти намерены усилить позиции стопроцентно государственной компании «Роснефть» на отечественном рынке. По словам руководителя Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна, объем ее добычи должен увеличиться с нынешних 4,5% до 15-20% от всей добываемой в России нефти. Косвенно это говорит о том, что государство делает ставку на приобретение госкомпанией главного добывающего актива ЮКОСа - "Юганскнефтегаза". Получив этот актив, "Роснефть" сможет сразу увеличить объем своей добычи до 17% от всей добываемой в России нефти. Если такое решение будет принято, контролировать слияние "Роснефти" и "Юганскнефтегаза" Кремль будет напрямую - через замглавы президентской администрации Игоря Сечина, который недавно возглавил совет директоров госкомпании
"Государство уже давно пытается усилить контроль над нефтяной отраслью, которая приносит около 15% дохода бюджета (15,5 млрд. долларов). Сейчас 80% добычи приходится на частные компании; доля государственной «Роснефти» составляет лишь 4,5%. Некоторое время назад чиновники пытались объединить несколько госкомпаний, однако после приватизации ОНАКО и «Славнефти» эта идея отпала.
Тем не менее государство по-прежнему заинтересовано в создании собственной крупной добывающей структуры. Эта задача будет возложена на «Роснефть», совет директоров которой недавно возглавил замглавы президентской администрации Игорь Сечин.
Свои новые требования к государственной нефтяной компании власть уже сформулировала. В конце прошлой недели руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян заявил в интервью Financial Times, что доля "Роснефти" в общероссийской добыче нефти должна увеличиться до 15-20%. Он привел в пример страны бывшего СССР, в большинстве которых действуют крупные национальные нефтяные компании. Для сравнения: доля Государственной нефтяной компании Азербайджана превышает 60% добычи сырья в стране. В какие сроки «Роснефть» должна увеличить собственную добычу, Оганесян не пояснил.
До сих пор государство планировало, что к 2015-2020 году доля «Роснефти» вырастет до 10%. В соответствии с Энергетической стратегией России, к 2015 году при оптимистическом сценарии добыча нефти должна составить 450-505 млн. тонн в год, а при умеренном – 450 млн. тонн к 2020 году. А как следует из стратегии развития «Роснефти», к 2015 году объем ее добычи должен вырасти до 40-45 млн. тонн нефти в год (в прошлом году этот показатель составил 19,4 млн. тонн). Как пояснил ГАЗЕТЕ представитель компании Дмитрий Пантелеев, «Роснефть» планирует увеличивать добычу за счет разработки новых проектов. На северо-западе это прежде всего Приразломное (запасы нефти – 112 млн. тонн) и Штокмановское (запасы газа – 3,2 трлн. кубометров) месторождения, в Сибири – Ванкорский блок (запасы нефти – 125 млн. тонн, газа – 75 млрд. кубометров) и разработка Восточной Сибири, а на Дальнем Востоке – сахалинские проекты.
За счет каких ресурсов «Роснефть» могла бы вдвое увеличить планы добычи, чиновники не объясняют. Аналитик ИК «Велес Капитал» Михаил Зак считает, что власть делает ставку на приобретение госкомпанией активов ЮКОСа, который сейчас добывает 20% нефти в России.
Как уже сообщала ГАЗЕТА, сейчас проводится предпродажная оценка главного предприятия ЮКОСа - «Юганскнефтегаза», добывающего более половины всей нефти компании (50 из 80,8 млн. тонн нефти в год). Такой актив позволил бы «Роснефти» выполнить пожелание государства и увеличить уровень добычи до 17%.
«За последнее время «Роснефть» сильно поднялась в неформальном рейтинге российских нефтяных компаний. И хотя по добыче она сейчас занимает лишь шестое место, не исключено, что через пару лет компания сможет заметно подняться», - пояснил ГАЗЕТЕ Михаил Зак.
Правда, госкомпания уже заявляла, что у нее нет планов по приобретению предприятий ЮКОСа. Эксперты отмечают, что производство «Роснефти» сосредоточено в других регионах и с точки зрения географии активы ЮКОСа для госкомпании не очень удобны, но, если власть примет такое решение, нефтяникам придется подчиниться. Свободных средств на покупку "Юганска" у "Роснефти" нет. Только балансовая стоимость предприятия составляет 1,75 млрд. долларов. Эксперты считают, что ее рыночная цена - 15-20 млрд. долларов. Однако аналитики уверены, что госбанки не откажут госкомпании в предоставлении кредита на покупку ценного актива.
Сергей Оганесян не сказал о том, может ли добыча «Роснефти» увеличиться за счет ЮКОСа. "Если мы говорим о справедливом и прозрачном аукционе, тогда только западные компанию смогут осуществить эту покупку", - заявил он FT. Тем не менее продавать «Юганск» на аукционе государство не обязано. С покупателем оно может заключить договор напрямую. Кроме того, последнее время государство стремится ограничить приобретение иностранцами крупных нефтяных активов в России. В конце прошлого года американские ExxonMobil и ChevronTexaco были заинтересованы в приобретении крупной доли (от 25 до 50%) объединенной «ЮкосСибнефти», но власть так и не дала согласия на сделку. А годом ранее китайской CNPC депутаты и чиновники популярно объяснили, почему ей не стоит принимать участия в аукционе по продаже 74,5% «Славнефти», которая на тот момент добывала 14,7 млн. тонн нефти (в три раза меньше, чем сейчас «Юганск»).
Рост добычи госкомпании будет означать не только увеличение поступлений в бюджет. Аналитики уверены, что таким образом власть сделает еще один шаг к усилению контроля над стратегическими ресурсами.
"