В минувшую пятницу глава МВД Дагестана Адильгирей Магомедтагиров объявил о том, что снимает со своих постов все руководство Хасавюртовского ОВД. Таким образом, дагестанские власти отреагировали на прошедший в Хасавюрте 29 июля многотысячный митинг с требованиями отставки председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова и проведения досрочных выборов президента республики. Глава Госсовета обвинил власти Хасавюрта в попытке устроить «бархатную революцию», а сенатор Рамазан Абдулатипов уже заявил о своем желании бороться за кресло президента
"Сегодня Дагестан фактически является единственным субъектом РФ, в котором глава исполнительной власти не избирается на открытых всенародных выборах. Причиной тому стала вторая особенность этой северокавказской республики – многонациональный состав населения. Еще в древности эти места звались «Гора языков». По данным переписи, на территории Дагестана проживают представители 102-х национальностей. Коренными считаются 14 из них. Для Северного Кавказа такая ситуация подобна пороховой бочке. Именно поэтому в 1994 году в конституции республики был закреплен консолидированный орган исполнительной власти – Государственный Совет, состоящий как раз из 14 представителей от каждой национальности. Тогда же, в 94-м, Госсовет возглавил бывший председатель Верховного Совета Дагестана, представитель советской партийно-хозяйственной номенклатуры Магомедали Магомедов, который занимает эту должность и по сей день. «Пережив» трех генсеков КПСС и двух президентов РФ, он правит Дагестаном уже 21 год.
У такого поразительного политического долголетия две основных причины: полная политическая лояльность федеральной власти и железный аргумент «лишь бы не было войны». На последних президентских выборах под руководством Магомедали Магомедовича Дагестан дал почти 100% явку избирателей, 95% которых проголосовали за Владимира Путина. Так что у Кремля вроде бы нет причин для недовольства бессменным председателем Госсовета. Зато они накопились у жителей республики. За прошедшие десять лет Дагестан так и не смог выбраться из положения одного из беднейших регионов страны, что в принципе устраивает руководство республики – жизнь на дотациях спокойна и стабильна.
Ситуация изменилась в июле 2003 года, когда в рамках построения Кремлем вертикали власти и приведения региональных законодательств в соответствие с Конституцией РФ в Дагестане была принята новая конституция. Она вводит в республике выборную должность президента. Правда, в переходных положениях оговорено, что первые выборы состоятся только в 2006 году. Но заждавшаяся своего звездного часа оппозиция не хочет ждать.
Ситуацию усугубляет еще и наличие уже упомянутого национального фактора. Магомедали Магомедов – даргинец. Даргинцы второй по численности народ Дагестана – 15,6% от общего числа жителей. Первым являются аварцы – 27,5%. Вполне естественно, что именно им в первую очередь надоел Магомедов. Кстати, вполне логично, что основным оплотом оппозиции стал именно Хасавюрт, где живут в основном аварцы.
В Махачкале, Дербенте и Кизляре состоялись ответные митинги в защиту Магомедали Магомедова. В стенах Госсовета заговорили одновременно о попытке оппозиции устроить «бархатную революцию» по грузинскому варианту и о ваххабитско-террористическом заговоре с целью расколоть республику. Главным виновником был назван мэр Хасавюрта Сайгидпаши Умаханов, возглавляющий общественный комитет по защите Конституции РФ.
Г-н Умаханов так прокомментировал «НИ» сложившуюся ситуацию: «Отставка руководства ОВД главой МВД РД это обычный неконституционный заказ руководства республики. Митинг, о котором сейчас столько говорят, был санкционирован властями района. Я встретился с инициативной группой, и мы договорились о том, что митингов больше не будет. Провокации нужны только нашим врагам. Но хочу сказать, что свое требование отставки Магомедали Магомедова народ уже высказал и оно остается в силе».
Между тем в пятницу о своем желании выставить кандидатуру на пост президента Дагестана уже озвучил сенатор от Саратовской области Рамазан Абдулатипов. О президентских планах уже говорил мэр Махачкалы, главный оппозиционер г-на Магомедова Саид Амиров, переживший, кстати, три покушения на свою жизнь, депутат Госдумы Гаджи Махачев и Герой России, президент авиасалона МАКС Магомед Талбоев.
Федеральный центр пока свою позицию по отношению к новому политическому кризису на Северном Кавказе никак не озвучил – в столице в разгаре отпускная пора. Если такая реакция в ближайшее время не последует, то осень может выдаться горячей. Многотысячные митинги, не подчиняющиеся приказам правоохранительные органы, помноженные на межнациональные отношения, – всего этого достаточно, для того чтобы «бархатная революция» превратилась в очередное вооруженное противостояние.
"