Создание финансовой разведки не даст государству ничего, а только увеличит расходы
"В ближайшие дни на стол президента России Владимира Путина ляжет на подпись проект указа "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Речь идет о создании комитета по финансовому мониторингу (КФМ) - финансовой разведки, о необходимости которой неоднократно высказывались то руководители Федеральной службы налоговой полиции, то МВД. Но идея силовиков была перехвачена Минфином России. Как стало известно из источников "НГ", проект указа готовила рабочая группа Минфина. Редакция "НГ" располагает копией этого документа.
Из его содержания ясно, что КФМ будет координировать деятельность в этом направлении других федеральных органов исполнительной власти, а также займется сбором, обработкой и анализом информации о подозрительных операциях с денежными средствами и иным имуществом. Он же будет взаимодействовать и обмениваться информацией с "компетентными органами иностранных государств".
Хоть финансовая разведка и претендует на статус комитета РФ, Минфин будет держать "ее на коротком поводке" - КФМ, согласно проекту, подотчетен финансовому ведомству, а возглавляет его один из заместителей министра финансов. Структура комитета в проекте не расписана, но предполагается, что финансовая разведка будет иметь центральный аппарат и территориальные органы. Планируется прикомандировать к нему 15 офицеров МВД, СВР и ФСБ, но ключевые должности прикомандированным не светят.
Разумеется, не забыто главное. Правительство должно в двухнедельный срок утвердить численность и фонд зарплаты сотрудников КФМ, при формировании бюджета 2002 года тоже не забыть о финансовых штирлицах, включая и всю материальную базу не только в Москве, но и в "местах размещения территориальных органов". Есть сведения, что еще не родившееся "дитя" уже запросило до конца года 66 млн. руб., а зарплата сотрудников будет не ниже 500 долл.
Но как считают эксперты из правоохранительных служб, финансовая разведка "в исполнении Минфина" - это мертворожденное дитя, которое ничего не даст государству, кроме дополнительных расходов.
Во-первых, новая структура почти полностью "списана" со службы Минфина США FinCEN, которую тоже именуют финансовой разведкой. Основная нагрузка по выявлению подозрительных операций с деньгами или иным имуществом возложена на систему внутреннего контроля кредитно-финансовых учреждений. В США она отлажена так, что любое подозрительное отступление от установленных норм моментально фиксируется и становится достоянием FinCEN. Более того, подозрительного клиента тут же возьмут "под колпак" - хоть сам FinCEN и не имеет права на оперативно-разыскную деятельность, под крышей Минфина США есть структуры, обладающие такими полномочиями. Банки в России сами нередко становятся участниками отмывания "грязных" денег. Надеяться на то, что они вдруг кинутся "стучать" в КФМ, в том числе и на самих себя, просто наивно.
Во-вторых, КФМ - это продукт Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Собственно для его реализации и создается финансовая разведка. Но закон, по мнению аналитиков, не просто плох, он безнадежен в плане борьбы с отмыванием "грязных" денег. Скажем, он не позволяет тому же КФМ привлекать информацию органов, осуществляющих надзорные функции, - МНС, ФКЦБ, ЦБ и др. В связи с этим законом вносились поправки и в Уголовный кодекс. Хотя сегодня сами служащие банка подскажут, как преодолеть контрольный барьер - оформляете сделку на 30 тыс. долл. в два приема по 15 тысяч. И вы чисты перед законом, и банку меньше хлопот.
Надо сказать, что при МВД России существует Межведомственный центр (МВЦ) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Как стало известно, заместитель начальника МВЦ Александр Бабичев обратился к секретарю Совета безопасности РФ Владимиру Рушайло с письмом, в котором обосновывается несостоятельность новой инициативы Минфина. По его мнению, финансовая разведка в России должна быть не административного, а правоохранительного типа, независимая от Минфина, с подчинением либо президенту, либо Совбезу. Но лучше всего преобразовать ФСНП в Агентство обеспечения финансовой безопасности. Для этого у нее есть практически все - и материальная база, и кадры. "