Несмотря на практически полную подконтрольность нынешней Думы Кремлю, народные избранники выполнили поставленные перед ними задачи по принятию налоговых и социальных пакетов лишь на треть
" В четверг состоялось последнее в этом сезоне, дополнительное заседание Государственной думы, на котором депутаты приняли-таки в окончательном чтении закон о монетизации льгот, после чего с чистой совестью разъехались по отпускам. Депутатская сессия в этом году затянулась непривычно долго – на целых восемь месяцев. За это время народные избранники успели принять 100 федеральных законов, что в два раза больше, чем за предыдущий рабочий период. Впрочем, эффективность их работы сторонние эксперты все равно оценивают невысоко. Первая сессия новой Думы завершилась «на полуслове»: единственный законопроект, внесенный правительством, который целиком приняли депутаты, – это пресловутый пакет о замене льгот. И то для того, чтобы «дожать» его, депутатам пришлось собираться во внеурочное время. Более-менее неплохо обстоят дела с затеянной правительством налоговой реформой: парламентарии одобрили-таки поправки по снижению единого социального налога (ЕСН). Зато радикально переписанную правительством главу Налогового кодекса о налоге на прибыль палата успела рассмотреть лишь в первом чтении. Реформы пенсионного законодательства и обязательного медицинского страхования (ОМС) основательно застопорились. Что касается реформы ОМС, то лишь недавно Министерство здравоохранения, которое последние два-три месяца практически целиком переписывало всю концепцию закона об ОМС, внесло его в правительство. Впрочем, подчеркивают эксперты, на следующей сессии народным избранникам придется изрядно напрячься: правительству необходимо провести все основные болезненные социальные преобразования, пока парламент остается ей подконтрольным.
Говоря об итогах первой сессии новой Госдумы, депутаты сетовали на то, что большую часть времени им приходилось «разгребать» накопившиеся от предшественников устаревшие законопроекты. Вся же остальная работа по принятию внесенных правительством проектов, по сути, шла «как по маслу». Не зря депутаты возмущаются тем, что нынешний парламент превратился фактически в филиал Кремля по «штамповке» нужных законопроектов. «Сейчас в Думе готовится реформа, будет сокращаться аппарат, все делается для того, чтобы сделать ее еще больше подконтрольной Кремлю, – сказал RBC daily лидер партии «СЛОН» Вячеслав Игрунов. – Из реального парламента Дума превращается в «витрину», где создается иллюзия демократии». Сложившаяся ситуация с полностью подконтрольной Думой очень «на руку» правительству, которое задумало провести целый ряд непопулярных и болезненных реформ. Техническая «заминка» с принятием законопроектов, сложившаяся в эту сессию (связанная, в том числе, и со сменой правительства), наверняка будет исправлена в предстоящем рабочем периоде, считают эксперты.
Итак, первая и одна из самых важных реформ из тех, которые сейчас проводит правительство, – это налоговая. В мире идет жесткая борьба за капитал, и Россия с ее высокими политическими рисками при таком уровне налоговой нагрузки ни на какой приток капитала претендовать не может. Это доказывают и обнародованные недавно главой Минэкономразвития Германом Грефом данные, свидетельствующие о том, что чистый отток капитала из России в этом году вырастет более чем в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. и достигнет 8-8,5 млрд долл. Обещания министра финансов Алексея Кудрина, данные им в марте этого года, что в 2004 г. в России в первый раз в истории будет отмечен чистый приток капитала, оказались невыполненными. Сбыться таким надеждам суждено будет в лучшем случае через год-два после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, снижающих ЕСН, считают эксперты. Соответствующие поправки были одобрены в конце прошлого месяца Советом Федерации. Налоговые преобразования чиновники вообще планируют прекратить к 2006 г. и обеспечить системе видимость стабильности, потому что уж слишком часто за последнее время менялись и ставки налогов, и правила их распределения. Видимо, чиновники надеются, что стабильная налоговая система повысит рейтинг инвестиционной привлекательности России. В следующем году обещают изменить только ставку НДС: с 2006 г. она должна стать меньше нынешней на 2-3%. Непонятно, правда, до сих пор, сохранятся ли существующие льготы по налогообложению. Фактически от их сохранения будет зависеть, снизится ли реальная налоговая нагрузка, или реформа окажется вновь лишь «витриной» преобразований. Вероятно, окончательное решение будет принято только в мае-июне будущего года, когда станет ясно, как отреагировала экономика на довольно значительное снижение ЕСН.
Однако со снижением ЕСН у бюджета возникает другая проблема: «выпадает» часть средств из Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда. Частично из-за этого, частично по «стратегическим соображениям» (постепенное снижение социальной нагрузки на государство) правительство затевает и две других реформы – пенсионную и медицинскую. Веяния по первой из них в течение этого года менялись несколько раз: граждан до 1967 года рождения то включали в накопительную систему, то нет, менялись и правила игры на рынке коммерческого пенсионного страхования. В итоге поправки в главу 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ, предусматривающие, в том числе, и положение о том, что на граждан до 1967 года рождения не будут производиться отчисления в накопительную часть пенсии, были одобрены Советом Федерации. С реформой медицинского страхования дела обстоят куда хуже. Сначала этим вопросом занималось Министерство экономического развития и даже подготовило проект закона, который долго «мусолился» в различных ведомствах. В итоге проект отвергли «на корню» и поручили Минздраву его переписать. Поэтому реформа ОМС, которая должна была стартовать с января следующего года, будет запущена в лучшем случае в 2006 г.
Пожалуй, самым неприятным для депутатов за всю работу этой сессии законопроектом оказался пакет о монетизации льгот. Несмотря на то что правительство попыталось «протолкнуть» закон как можно быстрее и даже вызвало депутатов из законных отпусков, чтобы не откладывать его принятие на осень (и тем самым не дать время слишком разгуляться оппозиционным настроениям), поправки все равно шли тяжело. Не с технической точки зрения (даже объединив все свои усилия, «неединороссы» никак не могли повлиять на итоги голосования), но с социальной. Партии использовали этот момент в целях собственной рекламы, поэтому вокруг поднялось много шума. Впрочем, полагают эксперты, начало следующего года будет не легче: именно в этот момент бывшие льготники почувствуют на себе в полной мере суть принятых «на скорую руку» законов. В целом же, отмечают аналитики, правительство действует четко и продуманно, жестко проводя в жизнь задуманную им концепцию, в том числе налоговые послабления для притока капитала, сокращение социальных расходов для снижения нагрузки на федеральный бюджет, постепенную коммерциализацию образования и медицинского обслуживания. И успеть все это необходимо до следующих выборов, которые вновь парализуют на время работу парламента. К тому же нельзя быть уверенным, что и следующий созыв депутатов будет столь же «лоялен» Кремлю.