Роман Абрамович так и не стал в Англии своим. Далеко не вся местная элита готова подавать ему руку
" Компания "British Petroleum" (BP) обвинена в том, что рискует своей деловой репутацией, покупая акции российской нефтяной компании "Славнефть", частично принадлежащей чукотскому губернатору и владельцу футбольного клуба "Челси" Роману Абрамовичу.
"Таймс": яблоко раздора
Обвинения эти брошены на днях со страниц влиятельного британского издания "Таймс" Винсентом Кейблом - членом британского парламента, докладчиком по финансовым проблемам либерально-демократической партии, бывшим представителем Shell в России.
Яблоком раздора стала компания "Славнефть", права собственности на которую поделены между "Сибнефтью" Романа Абрамовича и совместным предприятием ВР в России с Тюменской нефтяной компанией. В последнее время в России и за границей "Славнефть" подверглась судебному преследованию со стороны шведской инвестиционной компании "Восток Нафта" - миноритарным акционером одного из добывающих подразделений "Славнефти". Обвинения заключаются в использовании традиционных для российских компаний схем: якобы "Славнефть" продает добываемую ею нефть за копейки своим "дочкам", те перепродают ее по высоким ценам на мировом рынке, а разница оседает в карманах владельцев компании.
Руководство ВР предпочло откреститься от сомнительных связей, заявив, что "Славнефть" управляется совершенно независимо". Однако когда журналисты "Таймс" позвонили в московский офис "Славнефти", телефон в режиме ожидания ответил им: гимном футбольного клуба "Челси".
Винсент Кейбл: ничего личного
"МН" решили выяснить точку зрения втянутых в скандал сторон из первых рук. На наши вопросы ответил член британского парламента Винсент КЕЙБЛ.
- Вы утверждаете, что ВР идет на риск, работая в России. В чем заключается этот риск?
- Имея дело с Россией, западный инвестор не всегда уверен в стабильности и защищенности своих прав. Это относится как к области корпоративного управления, так и к налогообложению. Причем это не только мое мнение, но и других британских инвесторов, пытавшихся иметь дело с Россией. Многие крупные западные компании, инвестировавшие значительные суммы в российскую экономику, вынуждены были уйти с вашего рынка из-за отсутствия ясности с инвестиционным режимом. Дело Михаила Ходорковского с особой силой высветило причину этой обеспокоенности.
- Вы утверждаете, что ВР, покупая акции "Славнефти", частично принадлежащей Роману Абрамовичу, рискует своей репутацией. Что вы имеете против Абрамовича, который считается в России абсолютно легальным бизнесменом?
- Я вовсе не нападаю лично на Абрамовича. Как вы знаете, он и в Британии стал довольно заметной фигурой в связи с его интересом к британскому футболу. Как всем хорошо известно, он разбогател в начале 90-х годов в ситуации, когда в России проводилась довольно сомнительная приватизация нефтяной отрасли, а налоговое законодательство оставляло множество лазеек. Этим воспользовались не только владельцы ЮКОСа, но и владельцы других нефтяных компаний, в том числе и Абрамович. Все, что я хотел сказать, упоминая Абрамовича, - это то, что у всех российских нефтяных баронов схожая "красочная" деловая биография. Богатство им досталось в тех же самых сомнительных обстоятельствах. В Англии существует поговорка: "Обедая с дьяволом, нужно пользоваться очень длинной ложкой". Это значит, что, имея дело с людьми с сомнительной репутацией, следует проявлять осторожность. Конечно, и ВР, и "Шелл" очень успешно работают в России. Однако зная историю карьеры нынешних российских миллиардеров, западным инвесторам следует проявлять осторожность при сделках с ними. Именно это я и имел в виду, упоминая Абрамовича.
Роберт Уайн: никаких дел с Абрамовичем
Свой взгляд на происходящее "МН" высказал глава отдела по связям с общественностью ВР Роберт УАЙН.
- "Таймс" утверждает, что ВР, которая приобрела в прошлом году акции "Славнефти", предпочитает лучше разделить свои активы с "Сибнефтью", чем иметь дело с Абрамовичем. Чем вам не угодил Абрамович?
- В одном из наших релизов действительно прозвучало это утверждение. Мы намерены поделить активы "Славнефти" между своими дочерними компаниями. Что касается Абрамовича, то наше отношение к нему выразил главный исполнительный директор ВР лорд Браун в своем заявлении от 27 июля. Он подчеркнул, что у нас нет никаких дел с мистером Абрамовичем. Возможно, у него были основания чего-то опасаться.
- Винсент Кейбл утверждает в "Таймс", что ВР рискует своей репутацией в России. Согласны ли вы с ним?
- Мы прекрасно осознаем, что, приходя впервые в новый регион, мы рискуем. Лорд Браун много раз на это указывал. В принципе любое создание предприятия или инвестиция в новом регионе всегда сопровождается риском разной степени. Ведь даже управление процветающим предприятием - это определенный риск. Прежде чем иметь дело с Россией, мы, естественно, взвесили все риски и сочли их оправданными. Если же речь идет о том, что ВР якобы скомпрометировала себя покупкой акций "Славнефти", которая частично принадлежит "Сибнефти" и частично TNK-BP, то в этом случае речь идет о респектабельной компании, в которой сейчас абсолютно независимый менеджмент. Она даже более независима, чем наша совместная с российским бизнесом компания TNK-BP.
Повторю то, что сказал лорд Браун: господин Абрамович не имеет никакого отношения к TNK-BP. Кстати, сейчас мы занимаемся серьезной реструктуризацией этой компании, направленной на повышение эффективности ее управления.
- Не возникали ли у вас проблемы с российским правительством?
- Особых проблем не возникало, хотя каждое правительство требует особого подхода. Нет двух идентичных правительств. У каждого из них свои приоритеты и стиль работы.
- Как ВР оценивает нынешний инвестиционный климат в России?
- Наши недавние огромные инвестиции в TNK-BP свидетельствуют, что мы находим этот климат вполне приемлемым. Мы инвестировали более семи миллиардов долларов в России - это ли не доказательство уверенности в успехе нашего бизнеса в России?
* * *
Какие бы "правильные" слова ни говорили английские официальные лица об инвестиционном климате в России и об отдельных представителях нашего бизнеса, разворачивающийся в Лондоне скандал в очередной раз засвидетельствовал: русский рынок для респектабельного Запада по-прежнему сродни минному полю.
Запутались в отношениях
Конфликт между компаниями "Славнефть" и "Восток Нафта" имеет свою примечательную историю.
В американский суд иск против "Славнефти" подан от имени одного из множества фондов венчурного капитала, созданных на средства неизвестного в России происхождения - Vostok Nafta Investments. Этот фонд является миноритарным акционером добывающего предприятия "Славнефть-Мегионнефтегаз" - дочки "Славнефти".
Обвинение со стороны "Восток Нафта" заключается в том, что "Славнефть" продает нефтепродукты, произведенные дочерними предприятиями ОАО, аффилированному лицу - бельгийской фирме Slavneft Belgium N.V. со значительными скидками. Далее Slavneft Belgium N.V. реализует этот товар своему зарубежному посреднику - "Сибнефть Ойл Трейдинг" - с минимальной наценкой. Впоследствии зарубежный посредник продает нефтепродукты конечным покупателям ("Шелл", "Бритиш Петролеум", "Аполло", "Гленкор") по реальным рыночным ценам.
Фирма Slavneft Belgium N.V. зарегистрирована в июле 1997 года, на 100 процентов принадлежит "Славнефть Холдинг А.Г." (Швейцария). Уставный капитал "Славнефть Холдинг" составляет 100 тысяч швейцарских франков. В российской прессе утверждается, что компания "Славнефть Холдинг А.Г." принадлежит российскому ОАО "Славнефть". В швейцарских регистрационных документах этот факт не показан.
Среди руководства швейцарской "Славнефть Холдинг" значатся: Сергей Алафинов, экс-руководитель "Мегионнефтегаза", один из прежних вице-президентов НГК "Славнефть" Алексей Печенкин, а также исполнительный директор "Славнефти" Олег Щеголев.
В ответ на запрос "МН" свой комментарий к ситуации дал Илья МЕДВЕДЕВ, пресс-секретарь "Славнефти":
- На наш взгляд, "Восток Нафта" использует традиционный период летнего затишья на информационном рынке, чтобы в условиях сокращения количества бизнес-новостей вновь попытаться через СМИ надавить на "Славнефть" и добиться более выгодных индивидуальных условий выкупа принадлежащих "Восток Нафта" акций дочернего общества "Славнефти" - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз". "Восток Нафта" совместно с дружественными компаниями подала более 10 исков против "Славнефти", ее акционеров и дочерних обществ. К настоящему моменту ни один из рассмотренных исков не удовлетворен. "Славнефть" уверена в своей правоте и намерена продолжать последовательно отстаивать свою позицию в судах всех уровней.
Отдел экономики
Досье МН
"Славнефть": страницы истории
// ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" создано в августе 1994 года на основании постановления Правительства РФ и распоряжения Совета министров Республики Беларусь. Учредителями "Славнефти" стали: Госкомимущество России с первоначальной долей в уставном капитале компании 86,3% и Мингосимущество Республики Беларусь (7,2%).
// В ноябре 2002 года правительство Белоруссии реализовало принадлежавший республике пакет акций "Славнефти" (10,83%). Он был продан ОАО "Сибнефть" за 207 млн. долларов.
// 18 декабря 2002 года в Москве состоялся аукцион по продаже российского федерального пакета акций "Славнефти" (74,95%). Его стартовая цена составила 1,7 млрд. долларов. В аукционе участвовали 14 компаний, в том числе "Сургутнефтегаз", ТНК, "Сибнефть". На последнем этапе от участия в аукционе отказались ЛУКойл, ЮКОС, а также китайская компания CNPC. "Роснефть", предлагавшая за "Славнефть" около 2,5 млрд. долларов, была отстранена от участия в торгах решением суда.
// НГК "Славнефть" была продана "Сибнефти" и ТНК за 1 млрд. 860 млн. долларов. При этом многие аналитики считают, что продажная цена "Славнефти" оказалась заниженной по крайней мере в два раза.
// Продажа "Славнефти" была связана и с другим скандалом. Весной 2001 г. было возбуждено уголовное дело по факту приобретения компанией 51 процента акций предприятия "Нефтеразведка" (Ульяновск). Следователи посчитали сделку незаконной и предположили, что таким образом из "Славнефти" была выведена в офшоры крупная сумма.
// В документах Счетной палаты также упоминались многочисленные факты сомнительной перепродажи "Славнефтью" акций своих "дочек" - "Мегионнефтегаза" и "Ярославнефтеоргсинтеза", а также покупки по необоснованно высокой цене акций "Варьеганнефтегаза". В то время компанией руководил Михаил Гуцериев.
// Сегодня "Славнефть" входит в десятку крупнейших нефтяных компаний России. "Славнефть" владеет лицензиями на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти и газа на 36 лицензионных участках на территории Восточной и Западной Сибири и Красноярского края.