Грузинские милиционеры напали на колонну миротворческих сил, в которой по территории Южной Осетии ехал депутат российской Госдумы
" Председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин прибыл в среду в столицу Южной Осетии из Тбилиси с рабочим визитом. Утром Кокошин встречался в Цхинвали с командующим миротворцами генерал-майором Святославом Набздоровым. После этого депутат в сопровождении того же Набздорова поехал на миротворческие посты на окраинах Цхинвали – хотел посмотреть, как живут и служат миротворцы, не только российские, но и грузинские, и осетинские.
Мирно пообщаться с грузинами не удалось. После того как российская делегация покинула селение Сарабук (в грузинской транскрипции Сарабуки), расположенное в 10–12 километрах от Цхинвали, раздались выстрелы.
Как сообщила «Интерфаксу» глава комитета по делам печати и информации Южной Осетии Ирина Гаглоева, начался «массированный обстрел этого селения с грузинской стороны и штурм этого населенного пункта».
Под обстрел попала и российская делегация. На пяти автомобилях вместе с Кокошиным и Набздоровым ехали российские журналисты и военные наблюдатели с грузинской и южноосетинской сторон. По сообщению корреспондента НТВ, стрелять по машинам начали в 16.35. Сразу после начала обстрела все ехавшие в колонне выскочили из машин и начали прятаться в близлежащем кустарнике. Практически сразу осетинская сторона открыла ответный огонь. По данным корреспондента НТВ, пострадавших нет. Эти данные затем подтвердил и Кокошин.
Как сообщил сам Кокошин, он следовал на машине миротворцев, в которой были три человека, в том числе представители Осетии и Грузии. Неожиданно начался довольно интенсивный обстрел из стрелкового оружия. Затем, говорит депутат, машина была обстреляна и из минометов. «Естественно, был открыт ответный огонь», – сказал Кокошин.
Следом российский политик назвал и виновников международного инцидента. По его сведениям, колонна была обстреляна либо грузинской милицией, либо подразделениями внутренних войск Грузии, которые «по непонятным причинам оказалось в зоне конфликта».
Обстрелом инцидент не закончился. «Сейчас мы блокированы в одном из грузинских сел сотрудниками грузинской полиции», – позвонил Кокошин «Интерфаксу». Позднее депутат рассказал, что за блокада имела место. По его рассказу, в течении 40 минут после обстрела колонны машины миротворцев блокировали женщины – жительницы грузинского села. «Сначала машину окружили люди в гражданской одежде. Они нагнали женщин, и только спустя какое-то время появились люди в форме. После прибытия миротворцев машина была разблокирована, и мы смогли продолжить движение», – рассказал Кокошин. Как сообщили в управлении Госдумы по взаимодействию со СМИ, «в настоящее время депутат Кокошин и другие лица, в том числе журналисты, находящиеся в этих автомашинах, находятся в селе Эредви на территории Южной Осетии».
Первая реакция грузинских властей на сенсационную новость была четкой. «Грузинская сторона не имеет никакого отношения к этому обстрелу», – заявил руководитель региональной полиции Шидо Картли (куда входит Южная Осетия) Александр Сулхиташвили.
Позже грузинские заявления стали менее определенными, но более хитрыми. Госминистр Грузии Георгий Хаиндрава первым не исключил возможности обстрела россиян. «Нет ничего удивительного в том, что в горах идут перестрелки, и такие инциденты вполне могут произойти, – сказал министр. – Грузинская сторона не была поставлена в известность о том, что российские парламентарии собираются поехать в зону конфликта – туда, где идет стрельба».
В том, что в Кокошина стреляли грузины, окончательно признался только замминистра госбезопасности Грузии Гиги Угулава. Он, правда, считает, что грузины стреляли в ответ на осетинский огонь, но сам факт обстрела не оспаривает.
«Это была неумело поставленная провокация, цель которой выполнена – поднять шум. Есть очень много свидетельств, что огонь по грузинским позициям был открыт с осетинской стороны», – сказал Угулава. По его словам, во время движения автоколонны произошел обстрел грузинских позиций со стороны осетинского села Сарабук, куда за несколько часов до инцидента якобы прибыли вооруженные боевики. По словам Угулавы, «грузинские военнослужащие действовали адекватно ситуации и ответили огнем на огонь». И вообще, заключил Угулава, «грузинская сторона не может брать на себя ответственность за безопасность российского депутата».
В общем-то у России есть возможность уличить грузинских министров во лжи. Во всяком случае, попавший под пули Кокошин уже говорил, что о его поездке по Осетии должно было быть известно в Тбилиси. «Накануне мы встречались с руководителем парламента Грузии. Маршрут нашего движения ни для кого не был секретом. К тому же нас сопровождал представитель Грузии. Тем не менее машина была обстреляна, – заявил Кокошин. – Я расцениваю случившийся инцидент как провокацию экстремистских сил в Грузии».
Важно и еще одно обстоятельство в сегодняшних событиях. Все крупные антироссийские провокации в зоне грузино-осетинского конфликта происходят в моменты, когда молодой политик Михаил Саакашвили как будто случайно находится за пределами Грузии, в важных международных поездках. Например, кража грузинскими военными у российских миротворцев партии вертолетных ракет случилась в тот день, когда Саакашвили был в Тегеране. Как будто ничего не случилось, грузинский президент в течение того дня так и не прокомментировал действия своих военных.
В этот раз все еще и комично. В тот день, когда грузины открыли огонь по автоколонне, а сам Саакашвили сказал, что будет топить российские суда в Черном море, грузинский президент отправился в США получать премию за миротворческую деятельность.
История с угрозой потопления российских судов, кстати, пока тоже не закончилась. Весь день Тбилиси и Москва обменивались на эту тему угрожающими заявлениями. Российский МИД на угрозы Саакашвили ответил самой резкой за последнее время нотой. «Подобного рода заявления показывают, что в Тбилиси начинают терять представление о реальностях, в которых живет современный мир. В соответствии с нормами международного права подобные демарши, будь они реализованы, могут расцениваться как враждебный акт со всеми вытекающими отсюда последствиями», – говорится в заявлении, по тону напоминающему ультиматум перед войной. МИД предупредил, что «любые попытки нанести ущерб и тем более посягнуть на жизнь российских граждан получат должный отпор».
Министр обороны Сергей Иванов заявлением Саакашвили тоже возмущен, но втайне, кажется, над ним посмеивается. Иванов по-отечески пожурил Саакашвили. «Вообще-то это смахивает на пиратство и никак не согласуется с нормами международного права. К тому же открытие огня по транспортным судам, по туристам, по пассажирам – это вообще ни в какие ворота не лезет», – сказал журналистам Иванов. – Эти заявления просто нагнетают дальнейшую напряженность и делают все более трудным политический диалог, без которого договориться о чем-либо вообще невозможно».
Командование регионального погрануправления ФСБ РФ по Южному федеральному округу предостерегло капитанов российских судов о нежелательности направлять суда в сторону Абхазии. В сочинском порту сегодня сообщили, что теоретически морское сообщение между Сочи и Абхазией не остановлено, фактически – в среду единственное на маршруте Сочи–Новый Афон прогулочное судно «Акация» осталось в Сочи «из-за метеоусловий». Слишком неспокойно сейчас грузинское море.