" Информационные агентства в минувшую пятницу сообщили о том, что расторжение сделки с ОМЗ обойдется «Интерросу» в 25 млн долл. При этом расчета «живыми» деньгами не будет: как сообщил источник, близкий к переговорам, произойдет взаимозачет кредитов, выданных структурами «Интерроса». В холдинге Владимира Потанина официально эту информацию не подтвердили, а пресс-секретарь ОМЗ Андрей Онуфриев заявил «Времени новостей», что вся эта информация является неправдой -- никаких предложений «Интеррос» ОМЗ не делал.
Слияние ОМЗ и подконтрольных «Интерросу» «Силовых машин» было анонсировано в декабре прошлого года. Юридически сделка могла быть завершена уже этой осенью. Но «Интеррос» передумал после того, как получил предложение от немецкого концерна Siemens о выкупе всего пакета акций «Силовых машин» (71%). Ожидая одобрения государством сделки с немцами, «Интеррос» до последнего момента проводил подготовку к обмену акциями с ОМЗ на случай полного ее провала. Но затем сорвал допэмиссию. О том, что новой эмиссии не будет, стало понятно уже через несколько дней, когда премьер Михаил Фрадков заявил о том, что сделка с Siemens требует «компромиссного решения», поскольку в «Силовых машинах» (а именно в подразделениях компании -- Калужском турбинном заводе и «Электросиле») «присутствуют интересы Минобороны». Ответом «Интерроса» и Siemens стало заявление о создании совместного предприятия, в которое холдинг г-на Потанина внес все свои акции «Силовых машин» и получил контрольный пакет (50% плюс одну акцию), а Siemens -- управление СП. При этом не разглашается, что немецкий концерн внес в уставный капитал нового предприятия. Рынок оценивает 71% акций «Силовых машин» в 200--250 млн долларов.
Источники информагентств сообщили в пятницу, что протокол с ОМЗ об урегулировании разногласий между компаниями со стороны «Интерроса» подписал 29 июля председатель правления Андрей Клишас, после чего документ был направлен министру экономики Грузии, основному владельцу ОМЗ Кахе Бендукидзе. Сумма компенсации, по словам источников, была рассчитана исходя из того, что неустойку стороны определили в 25% от объема сделки, который, в соответствии с подписанным в ходе объединения протоколом, оценивался в 100 млн долларов.
Такая сумма вызвала недоумение у экспертов. Ведь капитализация и ОМЗ, и «Силовых машин» на момент слияния уже превышала 300 млн долл. «Возможно, во столько оценены сопровождающие сделку расходы», -- предположил Сергей Суверов из банка «Зенит». Однако «тогда это слишком большая сумма», считает аналитик UFG Елена Сахнова: «Я ожидала, что речь пойдет всего о нескольких миллионах, поскольку в России пока не привыкли платить большие неустойки». А г-н Суверов полагает, что сумма неустойки -- 25 млн долл. -- не столь значительна и «Интеррос» мог бы дополнительно поддержать своего партнера по бизнесу, к примеру, передав ему оборонное производство, чтобы ОМЗ смогли сконцентрироваться на выполнении госзаказов. Но источник, близкий к компании г-на Бендукидзе, утверждает, что выделить оборонные активы в «Силовых машинах» технически невозможно.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что ОМЗ все же понесла серьезные потери из-за срыва сделки. Готовясь стать специализированной компанией по производству энергетического оборудования, она продала судостроительные активы и предприятия по производству нефтегазового оборудования, которые имели значительную долю в портфеле ее заказов. «Впрочем, никто не заставлял ОМЗ продавать эти активы, причем за сомнительную цену», -- говорит г-жа Сахнова.
В ОМЗ утверждают, что условия разрыва с «Интерросом» будут иными, и обещают сегодня сообщить свою позицию по этому вопросу. "