Дума приняла во втором чтении поправки к статье 16 закона «О рекламе». Первоначально поправки касались только рекламы пива, но рабочая группа Думы решила распространить их на все напитки с содержанием этилового спирта 0,5% и более – то есть даже на квас, кефир и кумыс. Это был настоящий сюрприз
" Слабая надежда пивоваров, что часть депутатов проголосует против поправок к закону «О рекламе», приняв их аргумент о ее безвредности, не оправдалась.
За принятие законопроекта проголосовало 432 депутата из 450 возможных – при всего одном воздержавшемся.
Более того, народные избранники решили показать пример всем гражданам страны, отказавшись от пива. Член комитета Госдумы по труду и соцполитике Фарида Гайнуллина высказалась за запрещение продажи пива в здании Госдумы. С этим предложением она обратилась к Борису Грызлову – рассмотреть вопрос об исключении продажи разливного пива в думских буфетах.
Новые поправки ставят производителей пива и слабоалкогольных напитков в условия даже более жесткие, чем производителей крепкой алкогольной продукции и табака.
Досталось и таким невинным напиткам, как кефир и квас, пользу которых для здоровья никто до сих пор не оспаривал.
Депутаты настаивают, чтобы в рекламе пива и слабоалкогольных напитков не было и намека на то, что они утоляют жажду и помогают улучшить физическое состояние. То есть реклама кефира с биодобавками исчезнет как грубо нарушающая закон.
Новые поправки запрещают рекламировать пиво на телевидении с 7 утра до 22 вечера – но к этому пивовары отнеслись более или менее спокойно. Зато остальные находки депутатов привели их в смятение. Они запрещают использовать в целях рекламы пива мультфильмы, «людей и животных, а также их образы».
В связи с этим непонятно, что будет с официально зарегистрированными товарными знаками, где использованы эти образы: «Белый медведь», «Три медведя», всей продукции завода им. Степана Разина, «Толстяк», «Три богатыря», «Пит» и так далее.
Две недели назад Союз российских пивоваров выработал соглашение о социальном партнерстве в области рекламы пива, а позавчера под этим соглашением подписалась и АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России). Попытка пивоваров наложить на себя добровольные ограничения, достаточно суровые, но находящиеся все-таки в рамках разумного, никаких результатов не принесла.
Теперь реклама пива будет регулироваться жестче, чем продвижение водки и сигарет. При их рекламе запрещается «обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывание или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года».
В случае с рекламой пива к кумирам молодежи приравниваются богатыри, белые и прочие медведи, мультипликационный Иван Таранов и помещик Козявкин с супругой.
Принятые ограничения вынудят компании, чьи бренды построены на изображении людей и животных, менять стратегию продвижения продукции. Придется убирать прежний бренд и запускать новый, что приведет к существенным финансовым затратам. Выиграют от этого те компании, которые изначально не попадали под ограничения, их простая этикетка спасет их от необходимости ребрендинга.
Но и их жизнь не будет совсем безоблачной. Компании «Балтика» бренд менять не придется, зато надо будет отказаться от своего «Кубка Балтики», поскольку, согласно новым поправкам, пиво запрещено рекламировать в спортивных и культурных организациях, а также от спонсорства чемпионата России по футболу.
Всем компаниям, производящим пиво, придется отказаться от спонсорства спортивных мероприятий. Не очень понятно, что делать с зарубежными трансляциями различных турниров и концертов, партнерами которых также, как правило, становятся именно пивоваренные компании.
В поправках содержатся юридические противоречия. Реклама алкогольных напитков до сих пор регулировалась статьей 16 закона «О рекламе». В первом пункте статьи речь идет о рекламе табачных изделий и алкогольных напитков. Но под последними понимаются напитки с содержанием этилового спирта более 1,5% объема. А производство и оборот пива регулируются отдельным федеральным законом (пиво относится к пищевой промышленности и по международной классификации, ратифицированной Россией, – к 32-му классу продуктов, в то время как крепкие спиртные напитки – к 33-му), ведь оно не попадает в категорию спиртного.
Теперь в одной статье появятся два пункта, содержащие принципиально разные формулировки.