Петербургский губернатор Валентина Матвиенко начала масштабную кампанию по привлечению средств в Санкт-Петербург. В числе первоочередных мер уже заявлено о намерении убедить ряд крупнейших компаний перерегистрироваться в северной столице (и соответственно платить налоги в городской бюджет), а также создать особый Фонд развития города, который по сути будет выполнять функции дополнительного бюджета. Нефтяная компания ТНК-BР уже заявила о своей готовности "абсолютно безвозмездно" перечислять деньги в этот фонд. В ближайшее время об этом же, по сведениям "Известий", могут заявить "ЛУКОЙЛ" и "Транснефть". Само собой, все они будут перечислять средства, уже заплатив государству все положенные по закону налоги.
"У меня нет 1,5 миллиарда долларов"
Валентина Матвиенко сделала на днях заявление, на которое способен решиться не каждый политик. Губернатор публично призналась, что "сохранить северную столицу для потомков" нынешние городские власти не в силах, и попросила денег у представителей отечественного бизнес-сообщества.
Заявление было сделано вскоре после того, как питерские чиновники поняли, что из федеральной казны дополнительных денег - даже по настойчивой просьбе самой Валентины Матвиенко, активно поддержанной на прошедших выборах федеральными властями и лично Владимиром Путиным, - город не допросится. Сначала премьер российского правительства Михаил Фрадков, будучи в Санкт-Петербурге, выказал удивление тем, как "легко относятся в Петербурге к цифрам" и к экономическому планированию вообще. Хотя напрямую премьер в деньгах и не отказывал, а даже, наоборот, дал поручение кабинету министров "рассмотреть" питерские вопросы, однако при этом он прозрачно заметил, что регионы сами должны изыскивать средства на свои проекты.
Глава Минэкономразвития Герман Греф, побывавший в северной столице чуть позже, был более конкретен. "У меня нет 1,5 миллиарда долларов", - сказал он Валентине Матвиенко в ответ на ее просьбу о финансировании одного из масштабных питерских проектов по строительству скоростной автодороги - "Западного скоростного диаметра". Идею проекта Греф поддержал, но за деньгами предложил приходить только после того, как найдется западный консультант, который подготовит предложения по привлечению инвестиций и "ногами" пройдет всю трассу.
Масштабных проектов в Санкт-Петербурге много. Кроме "Западного скоростного диаметра" это строительство и кольцевой автодороги (КАД), и комплекса защитных сооружений от наводнений (в народе - "дамбы"), и морского супервокзала. На "Скоростной диаметр" длиной 62,5 километра питерские власти попросили из федерального бюджета 18 миллиардов рублей, на дамбу - только в этом году - около 900 миллионов, на морской вокзал - 2,7 миллиарда рублей, а завершение строительства восточного полукольца КАД в 2005 году может обойтись федеральной казне еще примерно в 58 миллиардов рублей. "Это будут серьезные суммы"
Но кроме масштабных проектов у города есть и повседневные нужды. И вот вместо унылого "выбивания" средств из федеральной казны Валентина Матвиенко решилась убедить раскошелиться крупный бизнес. Ее "Обращение к представителям российского бизнес-сообщества" - только первый шаг.
В обращении петербургский губернатор прямо предлагает бизнесменам участвовать "в подъеме экономики Санкт-Петербурга", имея в виду, правда, "не только благотворительность". Матвиенко по сути декларировала, что согласна на любые варианты денежных вливаний - от простой перерегистрации компании до инвестиций и развития "государственно-частного" партнерства. Взамен она гарантирует "предоставление самых комфортных условий, самый привлекательный инвестиционный климат и всевозможные преференции". По словам губернатора, в городе вводится "система инструментов господдержки инвестиционного процесса", среди которых - предоставление объектов недвижимости через открытые торги, льготы по налогам на имущество и на прибыль, регистрация вновь создаваемых юридических лиц по принципу "единого окна", антикоррупционная система госзаказа. Стоит добавить, что в настоящий момент ни одна из этих мер в городе реально не работает и никто из чиновников экономического блока правительства не смог внятно ответить на вопрос "Известий" о том, когда эти инструменты начнут действовать или когда хотя бы будет принята такая программа.
На призыв Матвиенко уже откликнулась одна из крупнейших нефтяных компаний страны - ТНК-ВР. Она согласилась "совершенно безвозмездно" и регулярно давать Петербургу деньги на городские нужды. Созданный Фонд развития Санкт-Петербурга, где и будут аккумулироваться полученные таким образом средства, рассчитан на "развитие инфраструктуры города, социальную сферу, реставрацию исторических памятников". По сути фонд будет выполнять функции второго бюджета города, откуда, по логике вещей, и должны финансироваться подобные нужды. При этом ни программа фонда, ни его устав, ни возможные объекты его вложений пока не обнародованы.
О конкретных суммах чиновники предпочитают пока молчать. Единственное, что заметил на этот счет губернатор Тюменской области Сергей Собянин, подписавший совместный с областью и ТНК протокол: "Это будут серьезные суммы".
"Крупный бизнес это понимает"
Вслед за ТНК-ВР и другие представители крупного бизнеса уже проявили готовность прийти на зов Валентины Матвиенко. По данным "Известий", в ближайшее время еще несколько крупных компаний могут перечислить в фонд крупные суммы. Впрочем, бизнесмены и раньше безвозмездно помогали Санкт-Петербургу.
- Лучше, конечно, чтобы город поддерживался из бюджета, - сказал "Известиям" Евгений Яковлев, гендиректор концерна "Силовые машины", которого корреспондент застал прямо в приемной Валентины Матвиенко. - Но бюджетных денег не хватает, а город должен кто-то поддерживать. Мы уже давно в этом участвуем, пусть и скромно. Главное - чтобы деньги шли на благое дело.
В Смольном тоже говорят, что рассчитывают к концу года привлечь к благому делу еще несколько компаний. "Мы, конечно, делаем все возможное, чтобы увеличить доходную часть бюджета, но только силами города с теми масштабными задачами, которые стоят перед нами, справиться не удастся. Я рада, что крупный бизнес это понимает и безо всякого, так сказать, насилия идет конструктивный диалог", - сказала Валентина Матвиенко.
Другой быстрый способ пополнения бюджета, предлагаемый городским правительством, - перерегистрация в Санкт-Петербурге крупных компаний. На этом пути, по словам Валентины Матвиенко, она уже также достигла заметных успехов. Буквально в ближайшее время в городе на Неве перерегистрируется некая крупная российская компания, налоговые поступления которой в городской бюджет составят 2 миллиарда рублей. (Для сравнения: весь бюджет Петербурга - чуть более 80 миллиардов.) "Переговоры на завершающей стадии. Но, как и в бизнесе, раньше времени информация о компании не озвучивается", - заявила Матвиенко "Известиям".
"Они могут договариваться - в хорошем смысле слова - с властью"
По словам Матвиенко, она ведет переговоры еще с 5-6 компаниями о перерегистрации в Санкт-Петербурге. По неофициальной информации, это могут быть "Транснефть" и та же ТНК.
Представители "ЛУКОЙЛа" и ТНК от комментариев на этот счет вчера воздержались.
Мнения экспертов, к которым "Известия" обратились за комментариями, какие компании и почему могут прийти в Санкт-Петербург, разделились. Гендиректор аудиторско-консалтинговой группы "Прайм Эдвайс" Денис Химиляйне полагает, что это компании, имеющие головные офисы в Москве, но основные производства - за ее пределами. И им по большому счету без разницы, "где сидеть". Возможно, это один из крупных нефтяных гигантов страны. "Самыми надежными налогоплательщиками являются сырьевые компании. Кто именно придет в Петербург? Возможно, "ЛУКОЙЛ" - это напрашивающийся ответ", - говорит Денис Химиляйне.
По мнению другого аналитика, научного руководителя центра стратегических разработок "Северо-Запад" Юрия Перелыгина, скорее всего речь идет о перерегистрации высокотехнологичных компаний, так как "сырьевые компании - это вчерашний день, хоть пока еще и актуальный". "Высокотехнологичные компании перемещают свои офисы в те места, которые несут наибольший доход в бизнесе. А таким компаниям на сегодняшний день более комфортно в Петербурге. Я не могу сказать, что это будет за компания, но, судя по количеству налогов, которые она может принести в бюджет, это явно транснациональная корпорация, оборот которой больше миллиарда долларов", - говорит Юрий Перелыгин.
Аналитики сходятся во мнении, что Валентина Матвиенко может стать в некотором смысле "законодательницей мод", так как вслед за крупным гигантом, переехавшим из первопрестольной в Санкт-Петербург, потянутся и остальные компании. "Начнется миграция бизнеса. Для Москвы это не самая значительная налоговая потеря. А в Питере таких компаний мало, здесь они могут договариваться - в хорошем смысле слова - с властью", - полагает Денис Химиляйне.
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 21 сентября 2011 года. Бывшая губернатор Санкт-Петербурга, бывшая вице-премьер правительства РФ по "социалке"