" Идея продажи государственного пакета акций «Аэрофлота», рассматривавшаяся вчера правительством в рамках программы приватизации на 2005 год, спровоцировала резкую публичную полемику между гендиректором авиакомпании Валерием Окуловым и контролирующим около 30% ее акций депутатом Думы Александром Лебедевым. Горячность, проявленная оппонентами в споре, тем более необычна, что по существу вопроса о приватизации менеджер и акционер занимают одну и ту же позицию -- категорически отрицательную.
Первый выстрел в словесной дуэли сделал еще позавчера вечером Александр Лебедев. Депутат и основной акционер Национальной резервной корпорации (которой через аффилированные структуры принадлежит около 30% акций «Аэрофлота») прокомментировал объявленное в тот день предложение МЭРТ внести «Аэрофлот» в план приватизации на 2005 год в том смысле, что авиакомпания не готова к приватизации.
Если бы он на этом остановился, то руководство «Аэрофлота», ранее в тот же день высказавшее сходную точку зрения, было бы только благодарно своему крупнейшему негосударственному акционеру. Но г-н Лебедев не преминул разъяснить, почему именно компания не готова. «Вина в этом -- менеджмента», -- заявил он. И добавил: «Аэрофлот» развивается неэффективно», «менеджмент не может или не хочет решить эти проблемы». В качестве симптомов неэффективности г-н Лебедев привел топчущийся на месте проект строительства третьего терминала в аэропорту Шереметьево, «крайне непрозрачную», по его мнению, систему продаж билетов в «Аэрофлоте» и зависимость экономического благополучия компании от платы за пролет иностранных самолетов по транссибирскому коридору, которая рано или поздно может быть отменена.
Вчера гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов охарактеризовал все эти высказывания г-на Лебедева по совокупности следующим образом: «Немотивированная и спровоцированная претензия, наскок, наезд». Для каждого из упреков г-на Лебедева по отдельности г-н Окулов нашел свою собственную характеристику. Так, тезис о непрозрачности системы продажи билетов в "Аэрофлоте" гендиректор назвал "просто неправдой", а заявление г-на Лебедева о том, что менеджмент компании виноват в задержке строительства Шереметьево-3 -- "неуместным, абсурдным". «При реформировании авиакомпании очень важна поддержка со стороны акционеров, и когда вдруг возникают заявления обратного характера, это совершенно непонятно", -- с обидой констатировал г-н Окулов.
Нельзя сказать, что ранее взаимоотношения гг. Окулова и Лебедева всегда были вполне сердечными. В прошлом году дочерняя структура Национального резервного банка, президентом которого в тот момент работал Александр Лебедев, даже привлекла руководимый Окуловым «Аэрофлот» к суду за отказ заключить контракт на покупку у этой фирмы шести лайнеров Ил-96-300. Однако после того, как контракт был все же подписан в декабре 2003 года, отношения структур и их руководителей более не омрачались публичными размолвками.
Между тем по сути вопроса о приватизации государственного 51-процентного пакета акций «Аэрофлота» г-н Окулов поддержал негативную позицию г-на Лебедева. Вчера Национальная резервная корпорация опубликовала заявление, разъясняющее и углубляющее высказывания, сделанные ее главным акционером накануне. "Для получения максимальной отдачи от приватизации государству необходимо выставлять на открытые торги подготовленные для этого компании, а «Аэрофлот» таковой не является», -- говорится в заявлении от имени совета директоров корпорации. Совет директоров вслед за Лебедевым также отметил, что «в настоящее время «Аэрофлот» управляется малоэффективно и серьезного интереса для частного инвестора не представляет».
Вчерашний ход обсуждения программы приватизации на правительстве показал, что точка зрения гг. Окулова и Лебедева находит понимание по крайней мере у части высших чиновников. После заседания правительства «отец» программы Герман Греф сообщил журналистам, что на доработку документа отведено две недели, а для окончательного решения о целесообразности продажи акций «Аэрофлота» назначен свой особый срок. Правительство будет анализировать эту проблему до 1 октября."