Монополия слишком поздно стала судиться с “Нортгазом” за Северо-Уренгойское месторождение
""Нортгазу” удалось в суде доказать свое право на разработку крупного Северо-Уренгойского газового месторождения, которое у него оспаривал “Газпром”. Эксперты полагают, что эта победа станет новым козырем владельцев “Нортгаза” в переговорах о продаже своего газового бизнеса.
“Нортгаз” – российский независимый производитель газа, в прошлом году добыл 4 млрд куб. м газа и 832 000 т газового конденсата. Выручка предприятия за 2003 г. составила $152 млн, чистый убыток – $3,6 млн. “Нортгаз” был создан в 1993 г. американской Bechtel Energy (44%), “Уренгойгазпромом” (51%) и близкой руководству “Нортгаза” фирмой Tansley (5%). В марте 1994 г. “Уренгойгазпром” переоформил на “Нортгаз” лицензию на Северо-Уренгойское месторождение в ЯНАО с запасами более 200 млрд куб. м газа. Через два года Bechtel Energy продала 44% акций фирме Farco Group, действующей в интересах президента “Нортгаза” Фархата Ахмедова. А в 1999 г. “Нортгаз” провел допэмиссию акций: “Уренгойгазпром” оплатил свою долю скважинами, а Farco Group – деньгами. Однако позднее Farco Group удалось в суде доказать, что внесенные “Уренгойгазпромом” скважины не являются оплатой эмиссии, и в результате доля “Уренгойгазпрома” в предприятии снизилась до 0,5%.
“Газпром” начал судебные тяжбы по возврату контроля над “Нортгазом” еще несколько лет назад, но успеха так и не добился. Более того, в прошлом году “Уренгойгазпром” вообще перестал быть акционером “Нортгаза”, непонятным образом лишившись даже 0,5% акций компании. Теперь, как говорится в отчетности “Нортгаза”, единственными бенифициарами компании являются Фархат Ахметов и его семья.
Вчера “Газпрому” опять не повезло — Арбитражный суд Москвы прекратил производство по делу о признании недействительным решения Роскомнедр от 1994 г. о выдаче “Нортгазу” лицензии на разработку Северо-Уренгойского месторождения. “Газпром”, обратившийся в суд еще в апреле этого года, настаивал, что лицензия была выдана “Нортгазу” без конкурса, а значит, незаконно.
“Но заявление было подано спустя более чем 10 лет после выдачи лицензии. Поэтому суд прекратил производство в связи с нарушением срока исковой давности”, — рассказывает один из менеджеров “Нортгаза”.
В пресс-службе МПР вчера отказались от комментариев. Но один из чиновников министерства подтвердил “Ведомостям”, что “у "Газпрома" были бы шансы отсудить лицензию, если бы он не ждал 10 лет”. А представители “Газпрома” уверяют, что узнали о переоформлении лицензии лишь недавно и намерены обжаловать вчерашнее решение суда. “Мы не знали о переоформлении лицензии с "Уренгойгазпрома" на "Нортгаз", — говорит представитель "Газпрома". — Копию распоряжения [Роскомнедр] мы получили только 15 января 2004 г.”.
Но менеджер “Нортгаза” сомневается, что “Газпром” был не в курсе. По его словам, глава “Уренгойгазпрома” Рим Сулейманов в декабре 1993 г. сам предложил переоформить лицензию на Северо-Уренгойское месторождение на “Нортгаз”. “Хочу напомнить, что и сам "Уренгойгазпром" эту лицензию получил за пять месяцев до этого без конкурса”, — добавляет он. В “Газпроме” эту информацию не комментируют.
Аналитик “НИКойла” Лев Сныков полагает, что победа в суде станет очередным козырем Фархата Ахметова в переговорах о продаже его газового бизнеса. Ахметов ведет эти переговоры уже больше года, а основным претендентом на этот актив считается “Газпром”, однако до сих пор сторонам не удалось достичь договоренности по цене. “Нортгаз” же не теряет времени даром и уже стал партнером монополии в его “дочке” — “Ачимнефтегазе”. На прошлой неделе “Нортгаз” выкупил у “Итеры” 49% акций “Ачимнефтегаза”, разрабатывающего участок Уренгойского месторождения с запасами 353 млрд куб. м газа. Сам “Газпром” долго игнорировал предложение “Итеры” выкупить ее акции “Ачимнефтегаза”, но, обнаружив, что акции проданы “Нортгазу”, стал грозиться оспорить сделку.