"Интересно, понял ли кто-нибудь, почему ранее судимому гражданину по кличке Винни-Пух (в миру – Владимир Николаев) позволили стать мэром города Владивостока, как допустило такое безобразие строгое московское начальство? Удивительно ведь, почему в этот раз не прогремел над страной набатный колокол, никто не вышел на зубчатую стену и не прокричал во все легкие: «Караул! Криминал рвется во власть!» Проспала, проморгала, что ли, кремлевская стража?
Простые, неосведомленные люди болтают бог знает что. «Видно, этот Николаев икру в Москву бочками таскал», – говорила вчера немолодая дама на остановке московского трамвая № 23. Дама, безусловно, отстала от жизни и спрос с нее невелик. Но кто знает правду наверняка? Единственное официальное лицо федерального ранга, сподобившееся прокомментировать владивостокский конфуз, – глава Центризбиркома Александр Вешняков. «Центризбирком не вмешивается в местные выборы», – коротко проинформировал общественность Вешняков. У нас, дескать, свобода волеизъявления, диктатура закона и все такое. Поэтому граждане и выбирают черт знает кого.
Вешняковская версия – не лучше «икорной». Мы ведь видели, как «не вмешивался» ЦИК в губернаторские выборы в Красноярске. А кто не помнит, с каким энтузиазмом центральная власть исправляла результаты волеизъявления граждан Нижнего Новгорода, которые в 1998 году избрали мэром бывшего зэка Андрея Климентьева? Тогда против «криминала, рвущегося во власть», восстали все ветви, корни и сучья российской власти. Бедный нижегородский избранник не успел дойти до мэрии, как ему заломили руки за спину, поволокли в кутузку, впаяли 6 лет. А между тем криминальное прошлое Климентьева было совсем невинным в сравнении с николаевским: по молодости парень схлопотал срок за распространение кассет со скабрезным фильмом «Эммануэль». Новый владивостокский градоначальник озоровал намного круче. За ним, если верить милицейской и судебной документации, числятся участие в двух перестрелках с нанесением телесных повреждений, вымогательство в крупных размерах, угроза убийства, изнасилование, 15 месяцев СИЗО и три с половиной года тюремного срока, не отбытого по случаю внезапной амнистии. Вообще местные правоохранители считают Винни-Пуха главарем одной из самых влиятельных в Приморье ОПГ, что, собственно, и является основополагающим элементом деловой, человеческой и политической репутации этого гражданина. Тем не менее во власть он прошел.
Как-то не верится, что Москва проглядела владивостокские выборы. Похоже, что Винни-Пуху просто повезло – так карты легли, что высокому начальству было не до него. Если точнее, Москве было неловко поднимать трам-тарарам из-за выборов мэра далекого города Владивостока, когда у нее на носу выборы президента близлежащей Украины. При чем тут украинские выборы? А при том, что их исход во всех отношениях несравнимо важнее для России, нежели голосование в каком-то там Владивостоке, поэтому у Москвы есть свой кандидат на киевский престол, и проигрыш этого кандидата, если таковое случится, станет тяжелейшим внешнеполитическим поражением Кремля. Кандидат же, отобранный Москвой, как на грех, имеет тот же репутационный недостаток, что и приморский Винни-Пух.
Речь идет, естественно, о Викторе Януковиче, нынешнем премьер-министре братского государства. В России об этом господине пока мало что знают, зато украинцы наслышаны про его бурную молодость достаточно хорошо. В тамошних оппозиционных газетах вместо «премьер-министр» уже злорадно пишут «премьер-рецидивист». В конце 60-х – начале 70-х кандидат в президенты Украины был дважды судим: сначала за воровство, потом – за нанесение телесных повреждений. По двум приговорам получил 5 лет, отсидел 2 года 7 месяцев. Позднее Донецкий областной апелляционный суд реабилитировал Януковича по обоим делам, однако, недавно выяснилось, что дел Януковича в архиве донецкого суда нет – потерялись дела. Разумеется, все решили, что они потерялись аккурат в ту пору, когда Янукович стал губернатором Донецкой области.
Есть и дополнительные подробности, оскверняющие имидж кандидата в президенты. Оно бы и ничего, если бы украинские выборы не были обречены на сверхпристальное внимание мировой общественности. Противоборство Виктора Януковича с Виктором Ющенко неизбежно будет рассматриваться как сражение России и Запада за контроль над постсоветским пространством, от результатов этого голосования будет зависеть прохождение восточных границ Евросоюза и НАТО, будущность СНГ, расположение оборонительных рубежей РФ, не говоря уже о многочисленных внешнеэкономических проектах. Естественно, что Запад отыграется на биографии Януковича по полной программе. И обязательно будет сказано, что Россия ставит на уголовника. И российским политикам и политтехнологам придется старательно «отмывать» своего ставленника, лелея надежду на то, что эти мгновения стыда окупятся сторицей, что отторгнутый Западом Янукович теперь от нас никуда не денется, будет роднее и покладистее Лукашенко.
Судя по информации о переговорах, проведенных руководителем путинской администрации Дмитрием Медведевым в Киеве, Янукович и его «группа поддержки» готовы отблагодарить Москву, не скупясь. В их положении мелочиться глупо. Один из местных популяризаторов Януковича недавно принялся обелять его, обратясь к биографиям Нельсона Манделы и Вацлава Гавела: те, мол, тоже сидели, а какими славными президентами стали. Если в ход идут такие аргументы, значит, линия защиты Януковича совсем слаба. По мере же интенсификации пропагандистских боев украинским братьям может понадобиться и наш опыт. Побачьте, скажут они, в России уже не смотрят, кто за что сидел, вот и нам, хохлам, нечего полоскать свое белье всему миру на потеху.
"