Администрация президента создает рабочую группу для корректировки налоговых инициатив Минфина
"Как стало известно RBC daily, администрация президента создает рабочую группу для корректировки налоговых новаций Министерства финансов, причем как готовящихся, так и уже вступивших в силу. Как сообщил RBC daily близкий к администрации источник, группа будет находиться в ведении помощника президента Игоря Шувалова. По словам собеседника RBC daily, первые шаги группы будут связаны с корректировкой налога на недвижимость и на продажу полученных путем наследования ценных бумаг. Эксперты по-разному воспринимают и данные инициативы администрации президента, и вообще ее вмешательство в разработку налоговых законопроектов. Одни полагают, что корректировка уже вышедших из-под пера Минфина и оформленных в законопроекты инициатив противоречит духу административной реформы и приведет к «размыванию ответственности». Другие считают этот шаг отчасти имиджевым. Они видят в нем знак того, что Кремль может наконец пойти навстречу бизнесу и лично поучаствовать в снижении налогового бремени.
Как сообщил собеседник RBC daily, в Кремле пришли к выводу, что администрации следует самой поучаствовать в разработке налоговых новаций, а не отдавать их целиком на откуп Минфину. До сих пор, отмечает он, Кремль в основном шел на поводу у Минфина, вынужденный соглашаться с его инициативами за неимением собственных специалистов по налоговому праву. Поэтому теперь администрация занимается набором людей, способных трезво оценить и скорректировать предложения, разработанные на Ильинке. Дело в том, что в целом Кремль согласен с инициативами Минфина, однако некоторые из них, по мнению работников администрации президента, несколько «преждевременны» и сейчас могут попросту не сработать. Источник RBC daily говорит, что первым «пробным шаром» новой рабочей группы станет корректировка налога на недвижимое имущество физлиц и налога на продажу ценных бумаг, полученных путем наследования. Согласно ранее принятым законопроектам Минфина, налогооблагаемой базой для первого налога является рыночная стоимость жилья. Однако в администрации сочли, что такой налог будет чересчур «репрессивным», и предложили свой вариант. По плану чиновников администрации, будут созданы «социальные нормативы» жилплощади на одного человека или семью, а налог будет взиматься только с «излишков» жилплощади.
Что же касается налога на продажу полученных по наследству ценных бумаг, то, по информации собеседника RBC daily, Кремль хочет ликвидировать его вовсе. По нынешним правилам ценные бумаги облагаются налогом как наследуемое имущество. Как правило, нотариусы не утруждают себя оценкой таких активов, и налог начисляется исходя из номинальной стоимости ценных бумаг. Между тем при продаже такого имущества (если наследник владеет им менее трех лет) налогооблагаемой базой является разница между ценой продажи и стоимостью, с которой был уплачен налог на наследование. Учитывая, что номинальная стоимость (с которой, как правило, платится налог) очень часто откровенно «копеечная» и иногда в сотни раз меньше рыночной, нетрудно понять, что сумма налога в этом случае получается огромной. По мнению чиновников администрации президента, такая норма способна убить на корню институт частных инвесторов, которые не захотят владеть ценными бумагами, если их передача по наследству будет столь невыгодным делом.
Идею смягчения налога на недвижимость поддерживает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Это действительно оправданно. Пока мы, с одной стороны, видим, что у отдельных граждан есть элитная недвижимость, очень дорогая, с которой практически не платятся налоги, – сказал г-н Гурвич RBC daily. – С другой стороны, повышение налога приведет к ухудшению материального положения малообеспеченной части населения». Между тем, по мнению эксперта одной из ведущих юридических фирм, Кремлю стоило бы сделать налог еще более гибким. «В англосаксонском праве есть практика введения налога на благосостояние, – говорит он. – Необходимо, чтобы налог на недвижимость определялся не только исходя из «излишков» жилплощади, но и исходя из достатка собственника: нужно ввести дифференцированную ставку налога для различных категорий населения». А для экспериментальной отработки такой модели, с его точки зрения, можно было бы выбрать один из российских регионов со смешанной экономикой, в котором были бы широко представлены и сырьевой, и бюджетный сектора, а значит и жители самого разного достатка.
Что же касается налога на продажу наследуемых ценных бумаг, то Евсей Гурвич не считает необходимым что-либо менять. «Я думаю, что имело бы смысл на ценные бумаги распространить те же принципы налогообложения, что и на другие виды имущества», – полагает он. А эксперт одной из юридических компаний считает, что идея администрации президента вполне здравая. Однако в случае ее реализации, отмечает он, рабочей группе придется также заняться минимизацией рисков, связанных с расчетом и уплатой налогов собственниками. «Это связано с тем, что некоторые организации, в частности депозитарии и нотариусы, не заинтересованы в снижении налогов, так как это может привести к сокращению их прибылей, – говорит он. – В результате такие организации могут изменить технологию работы и тарифы с тем, чтобы сохранить свои прибыли».
Экспертные оценки собственно решения Кремля самому заняться налогами тоже разошлись. Евсей Гурвич считает, что модификация инициатив, уже воплощенных в законопроекты, некорректна и противоречит духу административной реформы. «Главное, чтобы не получалось так: правительство выпускает предложения или они уже приняты, и вдруг другая структура, например администрация президента, начинает их корректировать. Это не очень удачная практика, – говорит он. – Не должно быть размывания власти, ведь за налоговую политику отвечает правительство. Нормально, чтобы правительство советовалось с администрацией. Просто это должно происходить на стадии внутренних обсуждений. А поправлять что-либо, когда документ уже выпущен, – это размывание ответственности. Ведь административная реформа как раз направлена на то, чтобы были четче разграничены сферы полномочий и повышена ответственность ведомств».
В то же время собеседник RBC daily в юридической компании считает решение Кремля вполне естественным шагом. «Тот факт, что этим вопросом решила заняться администрация президента, вполне закономерен, – отмечает он. – Ведь президент – гарант Конституции, он должен заботиться о правах и благосостоянии граждан». По его мнению, необходимость корректировки налогового законодательства назрела давно. «В перспективе выдвижение таких инициатив – это здраво. Существующая нормативно-правовая база строилась очень бессистемно, – говорит он. – Законы должны быть более четко расписаны, в них должны быть более четко оговорены механизмы планируемого снижения налогооблагаемой базы, защиты прав налогоплательщиков и обеспечения баланса интересов плательщиков и государства». Причем, по мнению эксперта, у Кремля есть возможность наконец повернуться лицом к бизнесу после болезненной «прививки» в виде преследования ЮКОСа. «Если комиссия будет руководствоваться потребностями не только бюджета, но и налогоплательщиков, то у нее будет позитивный имидж в глазах собственников. В этом случае она также сможет привлекать к разработке своих инициатив правовые институты и внешних консультантов, и к тому же пользоваться опытом и мнением самих налогоплательщиков, – полагает собеседник RBC daily. – Главное, чтобы приоритет был смещен в сторону налогоплательщиков. Необходимо также, чтобы все действия комиссии были прозрачными, чтобы люди знали, для чего все делается, чтобы была обратная связь».
"