Пляска на костях третьего космонавта Земли продолжается
" Во вторник в родном чувашском селе был погребен третий космонавт планеты Андриян Николаев. Погребен вопреки законам — и юридическим, и человеческим.
Елена, единственная дочь Николаева, умоляла чувашского президента Федорова вернуть ей отца. Она просила исполнить последнюю волю покойного: похоронить его на кладбище космонавтов, в Звездном городке, где Елена могла бы ухаживать за могилой. В ответ президент даже не позвал ее на похороны.
Не родственные чувства, дочерняя любовь и прочая слащавая дребедень тревожили его, а помпа и показуха. Для дочери Николаев был отцом. Для Федорова — символом и знаменем местечкового патриотизма.
Президент действовал в лучших чиновничьих традициях. Он твердо знал, что победителей не судят, и надо лишь потянуть время: когда гроб опустят в землю — можно сколько угодно возмущаться и протестовать, но будет уже поздно.
На звонки родственников он упорно не отвечал. На связь с внешним миром не выходил. Лишь когда бывшая жена Николаева, легендарная Валентина Терешкова, позвонила с другого, незнакомого ему номера, президент поднял трубку. Но — вот незадача! — оказался очень занят и разговаривать не мог…
Об этой скандальной истории “МК” подробно написал в среду. В то же утро на заседании Госдумы я потребовал разобраться: почему чувашские власти, в нарушение Закона “О погребении”, приватизировали тело космонавта.
Вопрос обсуждали уже под вечер, перед самым концом заседания. Слово попросил депутат от Чувашии Анатолий Аксаков. Никогда прежде так долго в зале он не засиживался, но любая команда президента Федорова (а я абсолютно уверен, что такую команду Аксаков получил) свята для всякого чуваша. Цитирую по стенограмме:
“Депутат Аксаков: Уважаемые коллеги! Вчера достойно со всеми почестями в родном селе Шоршеллы был похоронен дважды Герой, летчик-космонавт СССР Николаев А.Г. На этой церемонии присутствовали десятки тысяч жителей республики, представители других регионов. Странно, что некоторые наши коллеги пытаются делать пиар на вот этом горе, это горе касается многих людей, и очень близких, и знакомых, и друзей. Если в чем-то нарушен закон, можно обратиться в суд, хотя я вам со всей ответственностью заявляю, что это решение о захоронении в родном селе на территории Музея космонавтики, куда будут ходить тысячи людей, и сам факт, что он там захоронен, будет нести воспитательное значение для наших детей, в том числе патриотическое воспитание будет таким образом осуществляться.
Председательствующий: Кто за то, чтобы принять данное протокольное поручение? Не принимается…”
Когда человек очень хочет выслужиться, прогнуться перед начальством (а у всех без исключения чувашей начальник один — президент Федоров, тем паче что до своего депутатства Аксаков служил вице-премьером республиканского правительства), он порой сам не понимает, что говорит. Чинопочитание слепит и глушит.
Какие тысячи людей будут ходить на деревенское кладбище в глухом деревенском селе, вдали от чувашской столицы?
Вдумайтесь в слова Аксакова. Украсть у единственной наследницы отца — это значит осуществить патриотическое воспитание. Попытаться восстановить человеческую справедливость — значит сделать пиар.
Вот уж воистину с больной головы на здоровую… Если кто и сделал себе пиар, так это президент Федоров, превративший человеческую трагедию в пропагандистскую акцию…
Конечно, никто не будет обращаться теперь в суд, добиваться перезахоронения тела. Плясать на костях — это удел политиков, так что своей цели чувашский президент добился. Вечная ему память!"
- министр сельского хозяйства РФ, бывший директор Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), бывший президент Республики Чувашия