Художники митингуют. Слухи о том, что городские власти вознамерились выгнать обладателей творческих мастерских на улицу, заставили их оставить мольберты и компьютеры, выйти на Исаакиевскую площадь и громко заявить ни больше ни меньше о гибели культуры.
Мастерских не хватало всегда. Они были наградой, за них боролись, ради надежды получить мастерскую художники годами платили членские взносы и сидели на собраниях. В начале девяностых Петросовет сформировал Фонд творческих мастерских из двух тысяч помещений, которые находились в государственной собственности Петербурга и ранее арендовались художниками. Этим фондом должна была управлять специальная дирекция. Она так и не была создана, но сейчас это не имеет принципиального значения.
Летом 1998 года, накануне выборов в Законодательное собрание, депутаты стремились всеми силами понравиться электорату, а многие художники вряд ли представляли, где находятся избирательные участки. Поэтому в ответ на очередное предложение исполнительной власти поднять арендную плату и лишить художников льгот депутаты приняли городской Закон «О фонде творческих мастерских». Этот документ состоит всего из семи статей, главных момента в нем два. Первый, чрезвычайно нравившийся художникам, заключается в том, что арендная плата за мастерские исчисляется с коэффициентом социальной значимости 0,03. В переводе с канцелярского на русский это означает, что размер платы составляет 3 процента от коммерческой аренды. Второй момент тогда не вызвал у художников никаких эмоций и состоял в том, что мастерские могут быть приватизированы в соответствии с федеральным законодательством.
По всей видимости, этот момент настал. Вряд ли казна сильно пополнится за счет продажи чердаков и подвалов, чаще всего с изношенными до предела коммуникациями. Еще труднее предположить, что чиновники питают какую-то особую ненависть к художникам и хотят непременно сжить их всех со свету. Более правдоподобной выглядит версия о модном «приведении в соответствие», которую поведал один из культурных чиновников. Мастерские являются государственной собственностью, фактически дотируемой из бюджета. Одновременно ими управляет ООО «Фонд творческих мастерских», который создан в недрах Союза художников СПб после принятия упомянутого закона. Эта организация взяла мастерские в аренду у города и заключает с художниками договоры «о возмездном оказании услуг». Художник платит деньги, фонд обладает исключительными правами представлять интересы художника перед государством.
Приведение в соответствие может состоять либо в передаче функций от ООО к государственной управляющей компании, что хлопотно и неизбежно приведет к конфликту с Союзом художников, либо в приватизации мастерских. В последнем случае каждый потенциальный собственник будет самостоятельно решать свои проблемы с КУГИ. В этом, вероятно, заключался смысл распоряжения КУГИ No 377-р от 15.06.2004 «О приватизации объектов недвижимости...», которое вызвало бурю народного художнического гнева.
Но - прочь эмоции, тем более что современное искусство предполагает в первую очередь точный, холодный расчет. Как говорил популярный литературный герой, имеется актив - две с лишним тысячи мастерских и столько же художников, оплачивающих эти квадратные метры примерно по стоимости пользования жилыми помещениями. Есть и пассив - в Петербурге только членов Союза художников в два раза больше, и еще около пяти тысяч человек зарабатывают таким же трудом без наличия членского билета. Сейчас комиссия фонда ежегодно наведывается в мастерские и проверяет, выполняются ли правила аренды и можно ли продлить договор с отдельно взятым Рафаэлем. Даже если предположить, что комиссия святее Папы Римского, все равно она делает положение безлошадных художников безвыходным. Те художники, у кого нет казенной мастерской, должны годами ждать случая (или смерти коллеги), чтобы получить вожделенные подвал или мансарду. Об этом журнал «Город» подробно рассказывал в номере от 10 ноября 2003 года.
Москва решила проблему государственных мастерских просто. В свое время мэр Юрий Лужков подарил их художникам, повторив схему с приватизацией жилья. У кого были метры, получил их даром, остальным пришлось искать деньги для покупки на первичном и вторичном рынке недвижимости. Если для жилья ничего лучше не придумано, то для мастерских эта схема оказалась ущербной. Она породила ситуацию, когда давно бездельничающие художники паразитируют на своих коллегах, сдавая мастерские. Дань в несколько сотен долларов в месяц считается большой удачей. Желающих выполнять любые кабальные условия, чтобы получить возможность спокойно работать в столице, всегда хватает.
В частных беседах по поводу нынешнего конфликта обладатели питерских мастерских признавались, что будут искать деньги для приватизации своей мастерской. Чтобы выкупить ее и забыть о КУГИ, Союзе художников и всем остальном. Для них очевидно: даже если мастерские сейчас не отнимут, арендная плата будет постоянно расти, а льготы сокращаться. Соответствующие законы постоянно обсуждаются в Мариинском дворце.
Альтернатива приватизации и нецелевому льготированию сколь красива, столь же и несбыточна: гласное и персональное распределение государственных мастерских с участием всех заинтересованных сторон.
Комментарий
Вице-губернатор Петербурга Сергей Тарасов:
- Сегодня говорить об отмене Закона Санкт-Петербурга от 13.07.1998 No 169-26 «О фонде творческих мастерских Санкт-Петербурга», мягко выражаясь, не совсем этично. Закон продолжает работать, и никаких проектов, предусматривающих его отмену, в настоящее время не разрабатывается.
В то же время КУГИ издало распоряжение от 15.06.2004 No 377 «О приватизации объектов недвижимости, арендная плата за пользование которыми авансирована не менее чем до 2010 года, а также встроенных и пристроенных гаражей индивидуального пользования и творческих мастерских, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга». Данное распоряжение в соответствии с вышеназванным законом определяет механизм отчуждения из государственной собственности Петербурга помещений, составляющих фонд творческих мастерских. КУГИ в месячный срок проведет проверку фактического использования помещений фонда и, соответственно, выполнения ст. 3 закона, которая гласит, что помещения, составляющие Фонд творческих мастерских, должны использоваться исключительно для профессиональной творческой деятельности творческих работников, имеющих место жительства в Петербурге.
Необходимость проведения подобной ревизии творческих мастерских поддержали и руководители творческих союзов Петербурга. В частности, на совещании, которое состоялось в КУГИ 29.06.2004, была достигнута договоренность о совместных действиях по завершению проверки фонда и выявлению мастерских, использующихся с нарушением условий договора.
Еще раз подчеркну, что речь идет о недобросовестных арендаторах, то есть о тех творческих работниках, которые превратили помещения, предназначенные под творческие мастерские, в склады, офисы, промышленные мини-предприятия. А таких помещений в Фонде творческих мастерских, включающем в себя нежилые помещения общей площадью свыше 300 тыс кв. м, расположенные по 2036 адресам, как показали выборочные проверки, к сожалению, немало.
Что касается тех людей, кто не на словах, а на деле создает культурное пространство нашего города, они никоим образом не будут ущемлены, ибо все мы прекрасно понимаем, что мастерская является для художника важнейшим условием для создания художественного произведения. Комитетом по культуре совместно с творческими союзами разрабатывается перечень творческих мастерских, не подлежащих приватизации, если этого не желает добросовестный арендатор. Окончательный вариант этого списка будет представлен в КУГИ, который, в свою очередь, не будет осуществлять подготовку документов для приватизации творческих мастерских, которые войдут в указанный перечень. В их отношении сохранятся и государственный статус, и льготы по аренде.
Если же художник или скульптор пожелает приватизировать свою мастерскую (а среди членов творческих союзов наверняка найдутся и такие), то он вправе сделать это. Согласно действующему законодательству, приватизация творческих мастерских может быть осуществлена исключительно посредством аукциона или конкурса. Поскольку продажа творческих мастерских на аукционе не гарантирует их приобретение творческими работниками ввиду конкуренции ценовых предложений, распоряжение КУГИ предоставляет творческим работникам право внести арендную плату за помещение авансом за последующие пять лет из расчета льготной арендной платы, то есть с применением коэффициента социальной значимости 0,03. То есть, к примеру, арендная плата за 1 кв. м помещения составит не 100 у.е., а всего 3 у.е. Таким образом, рыночная стоимость объекта, выставляемого на торги, весьма значительно понижается (за счет возникающего обременения), и поскольку сторонние лица будут не заинтересованы в приобретении помещений, которые на ближайшие пять лет закреплены в собственности их нынешнего владельца, он сам сможет приватизировать свою мастерскую за символическую по рыночным временам сумму.
Но - еще раз подчеркну - все это возможно только по желанию самого художника, скульптора или архитектора. В противном случае он вправе сохранить за своей мастерской государственный статус и, соответственно, продолжать платить аренду из расчета льготного коэффициента 0,03. "