"Областные депутаты притормозили реформу местного самоуправления
Законопроект «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Бокситогорский район, Киришский район, Подпорожский район, Приозерский район, Сланцевский район, Тихвинский район и муниципальных образований в их составе» депутаты принимать отказались. Таким образом, притормозилась реформа местного самоуправления в Ленинградской области.
Напомним, что основу местного самоуправления на ленинградской земле до сих пор составляют районы, образованные еще в советские времена. Из 29 муниципальных образований - 17 районов, 10 городов, один поселок и одна волость. Причем четыре города - Сосновый Бор, Пикалево, Ивангород и Шлиссельбург еще до начала действия предыдущего закона о местном самоуправлении были уже самостоятельными территориальными единицами (первый - с начала своего существования, остальные - с 1992 года).
Так что в 1996 году, когда началась первая муниципальная реформа, в Ленинградской области возникло всего восемь новых образований. Причем размежевание шло в данном случае по вполне определенному принципу: богатые города, имеющие на своей территории устойчивые источники пополнения бюджета в виде хорошо работающих предприятий, выделялись из своих районов, дабы «не кормить село». Пожалуй, лишь Колтушская волость со своими 10 тысячами населения и несколькими бюджетными НИИ, составляет парадоксальное исключение.
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков никогда не скрывал своего неодобрительного отношения к идее формирования большого числа мелких муниципальных образований. Сторонник централизации, за время своего пребывания у власти глава региона существенно укрепил позиции областного правительства в решении в том числе и тех вопросов, которые традиционно относились к ведению муниципалов (например, выплата заработной платы учителям). Губернатор отмечал на одном из совещаний: «Небольшие МО не могут иметь все свое - свое автотранспортное предприятие, свою энергосистему и так далее. Все равно они связаны с крупными муниципальными образованиями».
Система двухуровневого местного самоуправления, принятая на федеральном уровне, оказалась для областных властей значительно более приемлемой. Появилась возможность кроме трех сотен муниципальных образований в границах, примерно равных нынешним волостям, создать муниципальные районы. В принципе восстановив таким образом старое административно-территориальное деление и вернув назад, в состав районов, отколовшиеся было города. Тем самым стало возможным укрепить финансовое положение местного самоуправления и без боязни сохранить за ними ряд функций государственного управления, переданных за последние годы на места.
Однако надо спешить с определением границ муниципальных образований. Если по прежнему закону решение о границах принималось на референдумах, то теперь их устанавливают областные власти. Дело в том, что во многих муниципальных образованиях в 2004 году заканчиваются сроки пребывания у власти глав администраций. Избирать их по старому закону на год-полтора - бессмысленно. По новому - пока нельзя. Можно продлить срок их пребывания у власти до выборов уже по новому закону. Однако для этого нужно принять законы о границах.
По двум МО - Всеволожскому и Выборгскому районам - в которых выборы глав должны были бы проходить уже в мае, правительству области удалось разработать и принять закон в марте этого года. Правда, уже тогда депутаты Законодательного собрания высказали массу замечаний. Однако необходимость принимать экстренное решение возобладала.
На этот раз законодатели отстаивают свою позицию до конца. Во-первых, правительство не представило концепцию муниципальной реформы всей области, - заявили они. - Во-вторых, из представленного законопроекта непонятно, как будут решаться вопросы бюджетной обеспеченности и кредиторской задолженности муниципальных образований.
«Нельзя рассматривать отдельные районы и поселения, не понимая, как будет проходить реформирование всего региона», - отметил председатель Законодательного собрания Кирилл Поляков.
Главным, безусловно, продолжает оставаться вопрос бюджетной обеспеченности. Особенно муниципальных образований первого уровня. Ориентировочно, бюджеты новых МО будут формироваться из 15 процентов налога на доходы физических лиц и транспортного налога. Так вот нередко волости, где нет предприятий, нет большого числа работающего населения, оказываются с бюджетной точки зрения абсолютно «пустыми». Им неоткуда взять эти налоги.
У исполнительной власти есть еще время, чтобы попытаться учесть пожелания законодателей или убедить их в своей правоте. Выборы глав в муниципальных образованиях, вокруг которых разгорелся спор, должны пройти в декабре. А многие серьезные вопросы до декабря могут и не найти своего решения. К примеру, депутат Евгений Исаков заявил, что жители Бокситогорского района предлагают перенести центр муниципального образования из Бокситогорска в Пикалево, как в более крупный и удобнее расположенный населенный пункт. В то же время сейчас Пикалево - самостоятельное муниципальное образование. Так что тут, вполне возможно, без референдума все же не обойтись. А это требует времени.
В общем, реформа местного самоуправления, даже в Ленинградской области, где самоуправление это считалось относительно налаженным (а может быть, именно поэтому, поскольку налаженное ломать труднее?) движется с трудом."