Счастье Ленинградской области в том, что у нее нет областного центра
"Как защитить регионы-доноры от чрезмерного аппетита федерального центра? Какой быть Ленинградской области - промышленной или аграрной? Кому нужно «объединение города и деревни», насколько крепки границы между Петербургом и областью? Для того чтобы получить информацию «из первых уст» на эти и другие злободневные вопросы, «Известия» пригласили для разговора в редакции губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. В конце беседы губернатор отметил, что на все вопросы отвечал совершенно откровенно и искренне.
- Валерий Павлович, как складываются ваши отношения с Валентиной Матвиенко? Кажется, что вы нечасто обсуждаете общие проблемы.
- Должно быть, так кажется журналистам, хотя на самом деле мы встречаемся на различных мероприятиях чуть ли не ежедневно, поэтому всегда имеем возможность обсудить тот или иной вопрос, не обязательно же для этого собирать специальные совещания. С Валентиной Ивановной у нас хорошие деловые, уважительные отношения сложились еще со времен совместной работы в правительстве страны, когда она в 1997 году была назначена вице-премьером.
- Все 90-е годы много говорилось о том, что для Ленинградской области на нынешнем ее историческом этапе развития главное - порты. Изменились ли приоритеты сегодня?
- Разумеется, мы использовали и будем использовать географическое положение региона как стратегическое в строительстве портов, поскольку прибалтийские порты отошли к другим странам. Портовые комплексы важны для Ленинградской области, еще больше - для России, но их развитие для нас не самоцель, от других отраслей - перерабатывающей, торговли - отчислений в бюджет Ленинградской области поступает больше.
- И все же у многих горожан область ассоциируется в первую очередь с сельским хозяйством.
- Сельское хозяйство Ленинградской области сегодня производит продукции на 24 миллиарда рублей, промышленное производство - на 128 миллиардов. А в 1990 году соотношение было 50 на 50, то есть с того времени область идет по индустриальному пути развития. Но с крепким аграрным сектором, в котором особенно следует выделить птицеводство и животноводство. По этим видам сельхозпроизводства мы занимаем лидирующие позиции в России.
- Когда-то задача ставилась, чтобы область обеспечивала продуктами себя и население Ленинграда. Возможно ли такое сегодня?
- Ленинградская область никогда не обеспечивала город продуктами полностью или близко к тому. Может быть, только молочной продукцией, а мясо всегда завозилось из других регионов и стран, картофель и продукты растениеводства в больших объемах поступали из Белоруссии.
Сегодня только тремя видами продуктов мы фактически полностью удовлетворяем спрос области и города: мясом птицы, яйцом (даже продаем его в другие регионы, в Москву) и молоком. А вот мясом - говядиной, телятиной - обеспечиваем рынок только на 15-20%, остальное привозится из Аргентины, Новой Зеландии, Австралии. Если бы правительство более жестко защищало отечественного производителя, ввело квоты, можно было бы быстро увеличить производство мяса в области.
- Валентина Матвиенко критиковала политику центральных властей, направленную на все большее отчисление доходов в бюджет страны от регионов-доноров. Как вы считаете, могут ли регионы эффективно развиваться при такой политике?
- Недавно при встрече с председателем правительства России Михаилом Фрадковым я показывал материалы, приводил цифры, доказывал, что так делать нельзя. По двум причинам: во-первых, тем самым мы порождаем иждивенчество со стороны тех субъектов федерации, которые являются дотационными. Во-вторых, мы действительно можем загубить усилия руководства регионов, которые успешно развивают производство. Вот это самое страшное.
Известно, что по итогам пяти месяцев рост производства в России составляет около 7%, а в Ленинградской области - 14,6%. Поэтому я предложил премьеру создать для успешно развивающих промышленное производство регионов заинтересованность. Например, разработать прогрессивную шкалу, чтобы за проценты, превышающие среднероссийские, больший процент от прибыли оставлять в регионах на развитие производства. Кстати, по моим сведениям, по итогам первого квартала 2004 года 47% доходов Петербурга осталось в ведении городских властей, а у области - только 39%, 61% отчислено в федеральный бюджет.
- Валерий Павлович, ответьте прямо: при такой политике страна сможет удвоить ВВП к 2010 году или вообще добиться прорыва в экономике?
- Нет, не сможет. Убивается заинтересованность в эффективной работе у одних и порождается иждивенчество у других.
- Ваше отношение к объединению города и области в единый субъект федерации?
- А если бы я вам задал этот вопрос, что бы вы ответили?
- Если это поможет сделать жизнь людей лучше... Но вот здесь как раз ясности-то и нет. Называются какие-то другие причины - в основном политические.
- Вы правильно говорите, я с этим согласен. Но как раз этого никто не может сформулировать. Давайте посмотрим на этот предмет с точки зрения эффективности решения проблем. Может ли губернатор города или области давать распоряжения предпринимателям, где им размещать производства? Нет. Отношения с инвесторами, производственниками строятся теперь на договорной основе.
Поэтому два региона или один - в решении вопросов предпринимателей значения не имеет. Говорят, мусора меньше будет, но мусор-то не я убираю и не Матвиенко. Этим занимаются коммерческие фирмы, и их нужно заставить нормально работать.
Я как-то был в Бельгии, так там мэрия Антверпена и администрация провинции Антверпен расположены напротив друг друга, и у них никогда не возникает вопросов объединения. Думаю, у нас это просто модная тема, чтобы было о чем поговорить.
- Но, тем не менее, тенденция на укрупнение регионов очевидна.
- Я бы сказал по-другому: существует проблема не укрупнения регионов, а сохранения единого пространства страны. Межнациональные отношения довольно остры, поэтому, может быть, кто-то и планирует соединить, к примеру, Башкирию с Ульяновской областью и назвать Волжским краем. Ради укрепления единства страны.
- То есть при рыночной экономике не важно, сколько регионов или штатов в стране, главное - чтобы на всем ее пространстве действовали единые правила...
- Да, точно.
- Поэтому с экономической точки зрения объединение не национальных регионов бессмысленно?
- Да, это сейчас во многом такая мода.
- Есть мнение, что городу скоро не хватит пространства для развития и он неизбежно «вывалится» в область. Например, при переводе предприятий из центра или растущего жилищного строительства. А ведь границы между городом и областью утвердили совсем недавно?
- Пространства для жилищного строительства у города предостаточно. А вот с выводом предприятий из центра Петербурга надо что-то решать. Когда-то Путиловский, Металлический заводы строились на окраине города, теперь они оказались в центральных районах современного Петербурга. Необходимо потихоньку производства перемещать за город, территорию мы можем им предоставить. А границы между Петербургом и Ленинградской областью утверждены законодательными собраниями области и города.
- Наверное, Ленинградской области выгодно, чтобы предприятия работали на ее территории, это же налогоплательщики.
- В этом вопросе я придерживаюсь мнения, которое высказываю в самых разных инстанциях уже два года: уплата налога с доходов физических лиц должна производиться не по месту их работы, а по месту жительства. Этот вопрос особенно важен в связи с развитием муниципальной власти, когда муниципальные образования получают все больше прав и все больше функций исполняют. Человек должен платить подоходный налог по месту своего жительства, тогда эти деньги пойдут на обустройство его территории, обеспечение его жизнедеятельности.
- Какова демографическая ситуация в Ленинградской области? Известно, что во многих областях России все больше поселков и деревень пустуют.
- Вот если бы у нас областным городом был Санкт-Петербург, то деревни бы вымирали. Счастье Ленинградской области в том, что у нее нет областного центра. За последние годы у нас ни одной деревни не исчезло, ни одной школы, ни одной больницы мы не закрыли. Рождаемость у нас уже третий год растет и довольно значительно, хотя смертность пока ее превышает.
- Валерий Павлович, Валентина Матвиенко приоритетом своей политики назвала - сделать Петербург городом европейских стандартов. А у Вас какой лозунг?
- К лозунгам я отношусь с настороженностью, даже в период выборной кампании наша команда лозунгами не бросалась... Бюджет области на 2005 год будет формироваться с целью повышения качества жизни человека. Мы поручили специалистам научно-исследовательских институтов определить параметры качества жизни - в жилищном секторе, в сфере коммунальных услуг, в медицинском обслуживании, в спорте... Оценим сегодняшние параметры качества жизни, определим."