В последний день июня - в среду 30-го - в Петербурге состоится грандиозное художественно-политическое действо. Мастера кисти северной столицы выйдут с мольбертами и плакатами на площадь перед Мариинским дворцом, чтобы под окнами Законодательного собрания выразить свой протест городским властям. Поскольку они (власти) решили направить процесс использования мастерских, в которых работают творцы, в жесткое коммерческое русло, из-за чего художники запросто могут лишиться своих творческих лабораторий. Но мастера искусств настроены решительно. Война, объявленная художникам правительством города, обещает быть упорной. И творцы готовы стоять до последнего. А при необходимости пойти на крайние меры. Например, направить президенту Путину коллективное заявление об отказе от российского гражданства - на том основании, что здесь их гонят на улицу и, значит, на родине они не нужны.
Суть проблемы проста. Правительство города, изыскивая средства для пополнения казны, решило подвергнуть ревизии так называемый Фонд творческих мастерских Санкт-Петербурга. 15 июня в Смольном состоялось совещание на эту тему под руководством вице-губернатора Сергея Тарасова. Суть обсуждаемых там вопросов предельно ясно выражена в последнем пункте протокола совещания: «Подготовить проект распоряжения правительства Санкт-Петербурга о приватизации Фонда творческих мастерских и выставлении их на торги...» Ответственным за реализацию этой идеи был назначен Комитет по управлению городским имуществом. Немедленно - в тот же день - КУГИ издало распоряжение N 377-р за подписью председателя Игоря Метельского, где арендаторам творческих мастерских - то есть художникам - предлагается в трехмесячный срок внести арендную плату не менее чем за пять лет вперед, до 2010 года - это тот срок, на который у художников с городом заключены договоры аренды. А в том случае, если это не будет сделано, договоры аренды расторгаются и помещения мастерских выставляются на торги. Кстати, торги предстоят в любом случае, просто при оптимистичном сценарии развития событий эта «приятная неожиданность» случится позже - в пресловутом 2010-м.
Стоит ли сгущать краски? - может подумать свободный от мук художественного творчества читатель. Пусть спят спокойно, по крайней мере еще пять лет. Но! Ведь хотя арендная плата за мастерские относительно невысока - со специальным понижающим «коэффициентом социальной значимости» 0,03, все же в среднем, как говорят художники, мастерские обходятся им примерно в тысячу рублей в месяц (плюс еще два раза по столько за коммунальные услуги). Так что арендная плата за пять лет составляет уже кругленькую сумму в две тысячи у.е. А это далеко не всем под силу. Это не говоря уже о том, чтобы выкупать свои мастерские на торгах по рыночным ценам: здесь уже речь пойдет о многих десятках тысяч «зеленых». Кому из художников это по карману - вопрос риторический. Не все ведь могут похвастаться доходами, скажем, Зураба Церетели, выкупающего графские усадьбы в Подмосковье.
Но и это еще не все. Похоже, городская власть основательно готовится к наступлению на тружеников кисти и мольберта. Ходят упорные слухи о том, что на рассмотрение Законодательного собрания со дня на день может быть представлен от имени губернатора Валентины Матвиенко законопроект, по которому будет признан утратившим силу прежний закон, регламентирующий отношения художников с городом, - «О фонде творческих мастерских в Санкт-Петербурге». Причем и момент выбран в лучших традициях стратегии и тактики времен развитого «федерального вертикализма» - летом. И городской парламент, уже шагнувший одной ногой в долгожданные каникулы, в случае чего готов в экстренном порядке проштамповать во всех трех чтениях практически любые инициативы Смольного - кто б сомневался. Замысел акции прозрачен как слеза. Ведь в старом законе 1998 года оговорена невозможность продажи мастерских художников...
Ну ладно, ну потеснят, в конце концов, десяток-другой художников, наверное их от этого не убудет - может еще раз подумать свободный от мук художественного творчества читатель. Но речь идет вовсе не о десятках, а почти о двух тысячах мастерских, находящихся в ведении почти четырехтысячного отряда Санкт-Петербургского Союза художников. А это уже, согласитесь, совсем другой коленкор. И события, хотя бы по уровню массовости, выходят уже совсем на другой уровень.
- Мы просто поражены этим решением властей, - рассказал «Новой газете» зампредседателя правления Санкт-Петербургского Союза художников Александр Сайков. - Еще неделю назад, когда только появились первые слухи о готовящихся новшествах, мы не могли этому поверить, говорили: «Такого просто не может быть!» Оказалось, может. Когда мы увидели это распоряжение уже подписанным, у нас был шок. Причем ведь и текст этого распоряжения достался нам окольными путями, никто нам его не показывал, а тот человек, который помог нам получить эту информацию, был за это наказан. Но мы будем стоять до последнего. Художники оказались в безвыходном положении, и они будут защищаться всеми доступными им способами...
Большой выставочный зал Союза художников на Большой Морской улице в минувший четверг, 24 июня, был забит до отказа. Никто из творцов не остался равнодушным к эпохальному распоряжению городских властей, так что экстренное собрание Союза художников было многолюдным и шумным. А звучавшие там зажигательные речи воскрешали в памяти революционные митинги времен перестройки и гласности.
Говорили о том, что лишение художников мастерских равноценно запрету на профессию: ведь мастерская - это и есть единственное место работы художника. Говорили о том, что Питеру с его претензиями на статус культурной столицы давно пора перенять опыт Москвы, где мастерские безвозмездно переданы Союзу художников. Говорили и о том, что бессмысленно взывать к совести властей, поскольку никакой совести у них нет. И с чиновниками надо говорить предельно жестко: судиться, требуя отменить незаконное решение. Говорили и о том, что к некоторым художникам уже наведываются потенциальные покупатели мастерских, присматриваются. И у кого-то из-за этого уже случились инфаркты. А кто-то другой готов забаррикадироваться в мастерской и, в крайнем случае, даже пойти на самосожжение...
А художник Сергей Усик сказал просто:
- Власть хитра и коварна. И нам вряд ли удастся переиграть ее в суде. Давайте сделаем вот что. У нас две тысячи мастерских. Давайте напишем Путину две тысячи заявлений об отказе от российского гражданства: ведь раз нас здесь выгоняют на улицу, значит, мы родине не нужны. И одновременно давайте напишем обращение президентам развитых стран с просьбой принять нас, раз мы оказались лишними в России.
Но художник Григорий Коган ответил на это так:
- А я совсем не хочу уезжать в знак протеста из своей страны. Это пусть чиновники уезжают: Матвиенко, Тарасов и другие...
Правда, в принятом на заседании обращении к Валентине Матвиенко, которое подписали сотни художников, формулировки все же более политкорректны. Хотя все сказано тоже предельно ясно:
«Не надо напоминать, что одним из важнейших условий творческого процесса является наличие у художника его зачастую единственного рабочего места - творческой мастерской, где и создаются те произведения искусства, которые призваны пережить многие поколения административных работников, увековечив имя культурной столицы России. Однако политическая недальновидность и жажда сиюминутной выгоды может привести к полному уничтожению художников как носителей духовной культуры нации и поставить под угрозу существование самого профессионального петербургского искусства... Союз художников расценивает действия КУГИ как противоправную и намеренную злоумышленную акцию, направленную не только против творческой интеллигенции города, но и на развал российского искусства в целом. Творческая интеллигенция и широкая общественность Санкт-Петербурга возмущена политикой, проводимой КУГИ города...»
А для полноты картины стоит добавить, что это уже не первый случай попыток городских властей прибрать к рукам мастерские художников. В мае этого года КУГИ уже пыталось выселить легендарных Митьков из мансарды на улице Правды, 16, где находится их арт-центр «Митьки-ВХУТЕМАС». Братушек спасло заступничество Валентины Матвиенко, в результате которого арендный договор с ними продлили до мая 2005 года. Но время ведь идет быстро...
P.S. Руководство Комитета по управлению городским имуществом заявляет, что художники зря так волнуются, они просто не поняли смысл подготовленного чиновниками документа: в нем идет речь не об объявлении торгов как таковых, а всего лишь о порядке подготовки документов для них. Впрочем, если развивать эту простую мысль логически, нетрудно понять, что после уяснения «порядка подготовки документов» все же рано или поздно последуют-таки сами торги. Так что, надо полагать, беспокойство художников вполне обоснованно. Ведь как-то повлиять на ход процесса можно только сейчас, пока процесс еще не запущен. Потом будет уже просто поздно."