"Бывший премьер-министр Михаил Касьянов нашел для себя занятие соответствующего масштаба. Он предложил президенту Путину себя в качестве руководителя нового международного Инвестбанка с капиталом 5-6 млрд евро, который будет финансировать строительство нефте- и газопроводов в Европу. Эксперты находят этот замысел интересным, но труднореализуемым. Особенно в части капитализации нового банка.
МБЭС создали в 1963 г. Россия, Болгария, Польша, Куба, Вьетнам, Румыния, Словакия, Чехия, Монголия, уставный капитал – 600–800 млн евро. МИБ создан в 1970 г. теми же странами, кроме Польши. Объявленный капитал – 1,3 млрд евро, оплаченный – 400 млн евро. Банки кредитуют строительство и развитие новых технологий.
Касьянов искал себе новое занятие с февраля, когда президент отправил его в отставку. Он несколько раз встречался с Путиным и наконец направил ему записку по поводу экономического сотрудничества России, стран СНГ и стран бывшего соцлагеря, вошедших в Евросоюз. Касьянов убежден, что для скорейшей экономической интеграции на континенте нужны инфраструктурные проекты, которые помогут обеспечить растущие потребности ЕС российскими энергоносителями. Для их финансирования, по мнению экс-премьера, необходимо 30-40 млрд евро, привлечь которые сможет новый Инвестбанк с уставным капиталом 5-6 млрд евро. “Существующие институты ЕС [Европейский инвестиционный банк и ЕБРР] реализуют собственную политику”, — заметил Касьянов на встрече с журналистами в минувшую пятницу. Акционерами нового банка он видит Россию, ряд стран СНГ и новых членов Евросоюза из числа бывших соцстран. В записке Путину экс-премьер предложил строить банк на основе Международного инвестиционного банка (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), выделив из резервов ЦБ 2 млрд евро для увеличения их уставного капитала. “Я готов возглавить такой финансовый институт”, — заметил Касьянов.
По словам Касьянова, еще 30 мая Путин поручил правительству проработать эти предложения, а премьер Михаил Фрадков 24 июня переадресовал их министерствам. “Идея серьезная, мы только начали ее проработку”, — сказал чиновник МИД. В ЦБ поручение получили, но к идее отнеслись без энтузиазма. “МИБ и МБЭС не являются нашими "дочками", поэтому пополнение [ЦБ] их капитала сомнительно”, — пояснил сотрудник ЦБ. Пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллис и сотрудники российского отдела Еврокомиссии не стали комментировать идею Касьянова.
В МИБе и МБЭС от комментариев отказались. Бывший председатель правления МИБа, председатель банковского комитета Совета Федерации Сергей Васильев напоминает, что “при том что у России пакет, близкий к контрольному, действует принцип: "Одна страна — один голос", и вряд ли остальные участники согласятся с увеличением капитала и переходом контроля к России”. Председатель банковского комитета Думы Владислав Резник считает актуальным создание крупного Инвестбанка, но не знает, как его капитализировать, ведь ЦБ обязан выходить из капитала росзагранбанков. Руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач замечает, что “ЦБ может пойти на увеличение уставного капитала этих банков, а потом правительство выкупит его долю, выпустив для ЦБ ценные бумаги”. Вице-президент ВТБ Вадим Левин считает, что Евросоюзу проще создать банк с чистого листа.
Руководитель Международного департамента “Газпрома” Станислав Цыганков отмечает, что даже при наличии крупного Инвестбанка компании придется искать инвесторов для Северо-Европейского газопровода — они обеспечат загрузку трубы и выход на рынок. По словам вице-президента “Транснефти” Сергея Григорьева, желающих кредитовать его компанию и так хоть отбавляй, но компания готова воспользоваться и кредитами нового финансового института, если они будут длиннее по срокам и дешевле по ставкам. Левин из ВТБ уверен, что “под Касьянова” ЕС может согласиться на финансирование крупномасштабного проекта."