"Хотя ситуация на межбанковском рынке понемногу стабилизируется, похоже, не все банки пережили трудный период. Небольшой Коммерческий банк сбережений (КБС) ссылаясь на проблемы с ликвидностью из-за “общего кризиса банковской системы” приостановил свою работу до “оздоровления финансовой ситуации”. Трудности возникли даже у крупных банков: “Диалог-Оптим” со вчерашнего дня выдает вкладчикам не более 10 000 руб. в день и задерживает клиентские платежи.
О том, что КБС перестал проводить платежи, “Ведомостям” на условиях анонимности рассказал сотрудник крупного банка: “С 21 июня КБС не работает, а 95% его сотрудников уволены по сокращению штата”. На звонок корреспондента “Ведомостей” в центральный офис КБС ответил охранник. Он пояснил, что банк не работает по техническим причинам, а деньги клиентам не выдаются. Для них банк вывесил информационное сообщение, в котором ссылается на “общий кризис банковской системы”.
“Возможно первоначальная причина [проблем] КБС была в неудачном размещении средств на межбанковском рынке”, — предполагает руководитель банковского направления Moody's Interfax Михаил Матовников. А информация об этом могла вызвать закрытие лимитов на КБС другими банками. По словам начальника управления активных операций Академхимбанка Татьяны Галкиной, лимит на КБС с 1 июня “приостановлен в связи с нестабильной ситуацией на межбанковском рынке”. Впрочем, банк решил приостановить все лимиты. “Вероятность того, что КБС не восстановит нормальную деятельность — 90%”, — говорит эксперт ИЦ “Рейтинг”. Хотя влияние КБС на рынок “равно нулю”, любые проблемы банка с физлицами “повышают нервозность и могут отрицательно повлиять на межбанковский и другие рынки”, полагает он.
Паника на межбанковском рынке началась из-за слухов о “черных списках” ФСФМ и ЦБ после отзыва лицензии у Содбизнесбанка. Сейчас, как уверяют в банках и ЦБ, ситуация улучшилась: банки первого и второго круга (к которым по разным оценка относятся 100-150 крупных и средних банков) возобновили операции в прежнем объеме. Однако “жертвы” кризиса обнаружились и среди крупных банков.
В понедельник НАУФОР приостановила рейтинг банка “Диалог-Оптим” из-за жалоб контрагентов на задержку платежей. А вчера столичные отделения банка получили распоряжение об ограничении выдачи вкладов физлицам — 10 000 руб. в день независимо от суммы и вида вклада. “К юридическим лицам этот лимит не имеет отношения, их платежи с задержкой, но проводятся”, — пояснил в неофициальной беседе сотрудник одного из отделений.
У руководства “Диалог-Оптима” комментарии получить не удалось, хотя секретарь предправления Сергея Гарбера заверила, что он извещен о вопросах “Ведомостей”. А в пресс-службе банка отрицают информацию о задержке платежей: “Платили, платим и будем платить”, — заявил пресс-секретарь Алексей Киселев. А решение о приостановке рейтинга в банке называют необоснованным.
Участники рынка комментируют ситуацию с “Диалог-Оптимом” лишь неофициально. По словам одного из них, трудности у банка возникли из-за несогласованности срока активов и пассивов: “кредиты фондировались короткими займами на межбанке”. “Руководство „Диалог-Оптима“ пытается сохранить банк — они уговаривали заемщиков досрочно гасить кредиты, пытались занимать средства, но пока проблемы с ликвидностью не преодолены, — говорит банкир. — Если ситуация не выправится, это приведет к истерии среди банков и их клиентов, ведь „Диалог-Оптим“ был достаточно заметным игроком на многих сегментах финансового рынка и его имя никогда не связывалось с сомнительными операциями”.
Президент банка “Электроника” Владимир Романов считает действия банков (досрочный возврат займов клиентами, ограничение кредитных линий, повышение процентов по учету своих обязательств, временное ограничение по единовременным выдачам средств вкладчикам и т. д.) адекватными. По его мнению, это “выверенные и точные действия профессионалов, а не попытки „выплыть“ из тяжелых условий”."