В результате их атак в Ингушетии погибло почти 60 человек
"В ночь на 22 июня отряды чеченских сепаратистов нанесли тяжелый удар по нескольким городам Ингушетии, после чего скрылись в неизвестном направлении. В ходе боев погибло как минимум 57 человек, в основном сотрудники МВД Ингушетии. Наблюдатели связывают эту акцию с обещанием Аслана Масхадова перейти к активным боевым действиям против России.
О том, что боевики готовятся перейти к “активным боевым действиям”, лидер сепаратистов Аслан Масхадов заявил еще в прошлый четверг в интервью радио “Свобода”. За несколько дней до этого новыми атаками пригрозил России другой лидер боевиков — Шамиль Басаев. В среду и четверг в Ачхой-Мартановском районе Чечни боевики обстреляли несколько административных зданий и попытались организовать засаду на военных, но без успеха, потеряв пять человек.
Акция боевиков в Ингушетии была отлично организована, и это признают в МВД России. Общая численность боевиков не установлена, но, как заявил президент Ингушетии Мурад Зязиков, их было не менее 200 человек. Поздно вечером — между 20.00 и 22.30 — 21 июня около 10 мобильных групп боевиков напали на стационарные посты ГИБДД вдоль трассы Ростов — Баку “Кавказ”, расположение ОМОНа Ингушетии и районное отделение внутренних дел (РОВД) в городе Карабулак, лагерь полка Минобороны у станицы Орджоникидзевская. Атаке подверглись РОВД Сунженского района и места расположения правоохранительных органов в других населенных пунктах.
Но главный удар сразу несколько боевых групп нанесли по бывшей столице Ингушетии Назрани, где они напали на здание МВД Ингушетии, Назрановское РОВД и штаб Назрановского погранотряда. Бой с использованием гранатометов и минометов шел в Назрани до четырех утра, после чего боевики отступили. Боевики сожгли деревянное здание Назрановского РОВД и овладели складом республиканского МВД, где захватили несколько сотен единиц огнестрельного оружия и боеприпасы. При этом милиционерам удалось отбить атаку на изолятор временного содержания, где содержатся до 50 человек, которые подозреваются в причастности к бандформированиям.
Число жертв налета вчера постоянно уточнялось. Вечером и. о. прокурора Ингушетии Умарбек Галаев сообщил, что жертвами налета стали 57 человек, из которых 47 — “сотрудники правоохранительных органов, милиционеры и военнослужащие”. Галаев подчеркнул, что эта цифра не окончательная. А по словам полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Яковлева, в больницы поступило не менее 60 раненых.
Жертвами боевиков стали и. о. министра внутренних дел Ингушетии Абукар Костоев, прокурор Назрани Мухарбек Бузуртанов и три его зама. Источник в МВД полагает, что они и большинство погибших работников силовых структур, скорее всего, были убиты боевиками, захватившими пост на трассе Ростов — Баку. Из засад на дорогах были расстреляны сотрудники ОМОНа и шестеро пограничников. Многие милиционеры, шедшие с дежурства, и мирные жители были убиты боевиками на улицах Назрани. Потери милиции при обороне зданий МВД и ОВД были, по словам сотрудника МВД России, минимальными.
МВД Ингушетии объявило вчера, что на месте боев найдено два трупа нападавших, а Зязиков заявил, что имеется несколько задержанных, а состав боевиков был многонациональным.
Президент Владимир Путин вчера экстренно вылетел в Ингушетию, а перед этим объявил руководству силовых структур, что боевиков “нужно искать и уничтожить, кого можно взять — нужно взять живыми и предать суду”. И хотя министр внутренних дел России Рашид Нургалиев сообщил президенту, что, по его информации, боевики отходят в направлении Ассиновского ущелья, многочисленные сообщения о боях с отходящими сепаратистами вчера не подтвердились. Дополнительные силы Минобороны и МВД выдвинулись к административной границе Чечни и Ингушетии и занялись проверкой паспортного режима в нескольких селах.
Яковлев предположил, что боевики поодиночке и небольшими группами проникли в Ингушетию из Чечни и Северной Осетии. Министр внутренних дел Чечни Алу Алханов считает, что непосредственно нападение на Ингушетию организовал полевой командир Шамиль Басаев, а боевики пришли в Ингушетию из юго-западных районов Чечни и Грузии. Но источник, близкий к органам безопасности, полагает, что боевики могли заранее расселиться в Ингушетии, а после операции разойтись по домам поддерживающих их местных жителей. “Оперативная информация о том, что Басаев что-то готовит в Ингушетии была, — говорит источник, — и, похоже, необходимых мер принято не было”. Владимир Путин вечером в Ингушетии заявил, что центр “недостаточно” защитил республику, и пообещал разместить на ее территории полк внутренних войск и усилить защиту аэропорта.
Российские политики считают, что акция в Ингушетии организована Масхадовым. По мнению вице-спикера Госдумы от “Единой России” Владимира Пехтина, Масхадов пытается сорвать начавшуюся в Чечне кампанию по выборам президента республики в сентябре. А зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин предположил, что столь масштабная акция не могла быть проведена без предательства отдельных работников правоохранительных органов республики. Источник, близкий к спецслужбам, считает, что главной целью боевиков были те структуры МВД республики (центральный аппарат и ОМОН), которые больше всего мешали боевикам использовать Ингушетию как “зону отдыха”. Еще в марте Басаев угрожал Зязикову местью за преследование чеченских боевиков на территории Ингушетии, а в апреле от атаки террориста-смертника Зязикова спасла только броня его “мерседеса”. “Ингушетия — очень уязвимое место для атаки, из нее очень легко отойти, поэтому Басаев и выбрал ее для атаки”, — добавляет источник, близкий к органам безопасности."