"Вчера мэр Челябинска Вячеслав Тарасов решил приобщить к массовому спорту не только школьников, но и их родителей: всем мамам и папам будут выдаваться дневники спортивных достижений. Ранее рязанский генерал-губернатор Георгий Шпак вообще утвердил своим приказом физкультуру в качестве выпускного экзамена в школах области, а в Калининграде власти хотят запретить женщинам носить на службе мини-юбки. Чиновничьи чудачества, доходящие до самодурства, приобретают масштабы эпидемии. И бороться с этим практически невозможно.
Размах чиновничьей фантазии порой не знает границ. Так, например, самые громкие идеи губернатора Дмитрия Аяцкова приходятся на 1998–2000 годы, передает собкор «НИ» в Саратовской области Константин Фомичев. Тогда вся страна следила за обсуждением в Саратове темы легализации проституции и размера возможного налога со жриц любви. Затем родились прожекты помасштабней. Губернатор озвучил сразу две «стройки века». Напротив Саратова, посередине Волги, на одном из островов он собирался построить международный аэропорт. А в одном из отдаленных районов города гигантский школьный городок на 10 тысяч учащихся. Предполагалось, что туда переведут учащихся всех школ города, там же разместятся музыкальные и спортивные школы, колледжи, стадионы, бассейны и даже небольшой зоопарк. После дефолта разговоры о «самой прогрессивной форме обучения» стихли сами собой. Накануне юбилея полета в космос Юрия Гагарина губернатор объявил, что уже договорился «с кем надо» об отправке лучшего министра местного правительства на орбиту. В космос так никто и не полетел, но сам Аяцков, каким-то образом оказался зачисленным в отряд космонавтов. Кроме того, в 2001 году местное правительство издало документ, предписывающий чиновникам одеваться в однотонные костюмы серого, синего или бежевого цветов. Ботинки приветствовались лишь на кожаной подошве и с каблуком. Черные лакированные туфли, по инструкции, разрешалось надевать изредка – «со смокингом, фраком или на похороны». Женщинам-чиновницам следовало исключить из гардероба «короткие юбки, прозрачные и облегающие тело платья и блузки, ажурные колготки.
Отцы города Владивостока просто помешаны на идее создать «канатку», сообщает собкор «НИ» в Приморье Дмитрий Климов. В марте 2001 года мэр Юрий Копылов заложил первый камень в строительство канатно-пассажирской дороги, которая должна связать центр города через бухту Золотой Рог с мысом Чуркина. По проекту Копылова, канатную дорогу можно построить за полгода. И в кабинках по 15 человек горожан будут переправлять через бухту на высоте 40 метров. Сторонников этого прожекта оказалось маловато, в основном это чиновники мэрии. Дело в том, что во Владивостоке дуют довольно сильные ветры – под 20–30 метров в секунду. При таких шквалах пешеходов валит с ног, сносит деревья.
В такую погоду пассажиры канатной дороги чувствовали бы себя неуютно. Бывший мэр Владивостока Виктор Черепков обвинил мэра нынешнего в плагиате: «План «канатки» Копылов взял в моем кабинете, из шкафчика, слева от двери, – рассказал Черепков «Новым Известиям». – Но это было не основное транспортное средство города, а элемент туристического комплекса». Несмотря на критику проекта Копылова, городской голова отправил для изучения опыта своих чиновников за казенный счет в Альпы. Позже закладной камень с места строительства опоры канатной дороги исчез.
Другая идея мэра Копылова все-таки претворилась в жизнь – покрыть брусчаткой все, что только можно. Специальным постановлением городская власть обязала всех коммерсантов, арендующих здания в центре, замостить всю прилегающую территорию. Брусчаткой заложили тротуары, лестницы, площади. Забыв, правда, что Владивосток расположен на сопках и горожане на ней скользят и падают даже летом. Недавно губернатор края по требованию депутатов издал документ, оговаривающий, что поверхность брусчатки должна быть шершавой или рифленой.
Как сообщил собкор «НИ» в Ярославле Олег Князев, ярославский губернатор Анатолий Лисицын – большой любитель грандиозных проектов с историческим уклоном. Год назад в недрах администрации всерьез задумались о возрождении Мологского края, затопленного при строительстве рыбинского водохранилища. Старики переселенцы, объединенные в общественную организацию «Мологское землячество», просто попросили увековечить память о погибшем городе. Анатолий Лисицын загорелся настолько, что мологжане уже и сами были не рады. Было подготовлено аж три проекта возрождения, начиная от простого переименования двух районов и заканчивая внушительным строительством нового города Нью-Молога. Для этого предполагалось спустить рыбинское водохранилище и на освободившихся землях возвести мемориальный комплекс с церквами и туристической базой, а построить дамбу. Этот проект вызвал массу протестов со стороны экологов и экономистов. И про строительство Нью-Молога забыли.
А в минувшем мае губернатор заявил о намерениях начать поиски на дне Волги памятника Александру II работы известного скульптора Опекушина, утопленного в 1918 году большевиками. Еще в апреле после проведения исследований дна специальным гидрографическим судном была составлена схема крупных металлических объектов на дне Волги. В июле в дело вступят водолазы. Под эти цели уже закуплены новое оборудование и аппаратура. Правда, подводные работы осложняются повышенной мутностью воды, вызванной работой ГЭС. Но Анатолий Иванович не отчаивается и собирается довести дело до логического конца.
У руководителей Владимирской области страсть к различным средствам передвижения, сообщает корреспондент «НИ» во Владимире Юрий Борисов. Зная это, два года назад губернатору Николаю Виноградову одна из московских фирм подарила чистокровного английского скакуна по кличке Благодарный (рыночная цена – 150 тыс. долларов). Николай Владимирович как человек современный подарок решил передарить. Хотели использовать жеребца для лечения детей-инвалидов верховой ездой – трехлетнему скакуну не хватило выучки. Отправили в Суздаль, в отдел милиции. Но и тут конь оказался не при деле – боялся большого скопления людей. Сидит теперь на овсяном пайке как иждивенец. А вот первому заместителю губернатора – госсекретарю Юрию Федорову ничто не помешало довольно долго разъезжать на автомобиле Audi стоимостью 50 тыс. долларов США. Юрий Матвеевич, как оказалось, «взял его покататься» у известного владимирского предпринимателя. Прокуратура области начала проверку. Но за два года вице-губернатор на повестки прокуратуры так и не откликнулся. Впрочем, машину он все же недавно вернул законному владельцу.
По наблюдениям собкора «НИ» в Поволжье Сергея Анисимова мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов – человек непоследовательный. Несколько месяцев назад он снял со стены своего служебного кабинета портрет президента и сообщил журналистам, что собирается повесить вместо изображения главы государства портрет – правда, еще ненаписанный – основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича. Но вдруг портрет Путина вернулся на свое место в мэрском кабинете, а сам градоначальник стал говорить, что его не так поняли. По странному стечению обстоятельств в разгар этой таинственной истории Вадим Булавинов вступил в «Единую Россию».
Бороться с такой эпидемией чудачеств и глупостей сегодня практически невозможно. Реальных рычагов воздействия на избранную региональную власть население не имеет. Бывший глава ЦИК, а ныне президент Независимого института выборов Александр Иванченко заявил «Новым Известиям», что региональным законодательством, как правило, не предусмотрена процедура отзыва полномочий у губернатора или мэра. «Этот вопрос урегулирован самой бюрократией, поэтому население оказывается беспомощным, – сказал он. – К тому же любая инициатива снизу упирается в финансирование и доступ к СМИ, и при платной демократии это практически невозможно». По его словам, исключение составляют только считанные регионы, где должностные лица устанавливают конкретные инструкции по отзыву полномочий «у себя любимых». «И то, чтобы отозвать чиновника, нужны своего рода выборы с 50% явкой». Впрочем, такие правила игры иногда устанавливают губернаторы для обуздания зарвавшихся мэров городов, входящих в губернию.
Если же главы поселковых советов, мэры городов и губернаторы живут в тиши да согласии, такое единодушие порождает закостенелость власти. Выражаясь фигурально: властвующая элита начинает «чудить». Случаи синдрома самодурства психологи объясняют обрушившейся на чиновников полнотой власти. «С дефолтом 1998 года ушла эпоха экономических «понтов», – заявил «НИ» независимый психолог Борис Новодержкин. – Сейчас, мне кажется, уходит эпоха «понтов» политических». По его словам, люди, прорывающиеся во власть и получающие ее, – не идиоты, но им присущи эпатаж и некоторая доля здорового цинизма. «Это нормально, когда чиновник демонстрирует чудаковатое поведение, но только в случае, если так хочет он сам. Если же он лишь реализует кем-то высказанную идею, у психолога могут возникнуть подозрения», – считает г-н Новодержкин. Впрочем, эксперт сомневается, что губернаторы, как главы крупных корпораций, заводят себе штатных психологов, чтобы при случае у них консультироваться.
Президент Института современной политики Владимир Лысенко склонность представителей региональной элиты к чудачествам тоже объясняет особенностями отечественной истории. «В царской России представителей различных сословий стремились облечь в разные наряды. В итоге писари ходили в одном, курьеры – в другом, ну а начальство было краше всех», – объяснил г-н Лысенко. В нынешней политической ситуации, по его словам, губернаторы и мэры тоже стремятся выделиться из общей серости, в основном путем соревнования «кто лучше похвалит действующего президента»."