"Лаконичная резолюция Сергея Катанандова сопровождает большинство документов, направляемых руководителем республики в контрольное управление администрации главы республики для дальнейшей работы.
Как правило, это значит, что кому-то из чиновников республиканского или муниципального уровня, а то и целым министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям государственной собственности надо готовиться к серьезной проверке их деятельности.
Контрольное управление администрации главы республики можно сравнить с «отрядом быстрого реагирования». Оперативность - основной критерий работы его сотрудников. Когда от жителей районов, сел и городов поступает тревожная информация (будь то письма главе, звонки по «горячей линии», обращения в телепрограммы «Откровенный разговор» и «Прямой эфир»), по поручению Сергея Катанандова ее проверяют, анализируют и делают заключение в контрольном управлении. Периодически материалы, собранные сотрудниками управления, становятся отправной точкой для работы правоохранительных органов и прокуратуры.
Начальник контрольного управления Людмила Косюк, несмотря на свою внешнюю хрупкость, женщина волевая, с активной жизненной позицией. Мудрость и знание человеческой психологии пришли к ней еще в бытность директором 37-й петрозаводской гимназии, откуда в 1999 году ее проводили на муниципальную службу в администрацию Петрозаводска, где она руководила комитетом по образованию. Затем Людмила Косюк получила назначение на должность заместителя министра социального развития РК, а в 2002 году была приглашена на работу в администрацию главы РК.
- Людмила Павловна, работа контрольного управления не имеет широкой огласки, во всяком случае, жители республики больше знают о деятельности других контролирующих соблюдение законности организаций и ведомств. Расскажите, когда было создано и чем занимается руководимое вами управление?
- Контрольное управление было создано по инициативе Сергея Катанандова после его победы на выборах на должность руководителя республики в 2002 году. Представители федеральных контролирующих органов, которые периодически посещают республику, удивлялись тому, что контрольный орган создан непосредственно в аппарате главы РК - в других регионах такое большая редкость. Все это свидетельствует о том, что ни глава республики, ни правительство не собираются закрывать глаза на нарушения, которые возможны в структурах республиканской и муниципальной власти. Мы работаем по поручениям главы республики, премьер-министра правительства, а также руководителя администрации главы. Характер поручений направлен на решение наиболее острых социально-экономических проблем. В прошлом году специалистами управления проведено 48 проверок, из которых восемь - в составе рабочих комиссий, созданных распоряжением главы РК и совместно с контрольным управлением Минфина РК. Надо сказать, что 20 проверок проведены в 12 органах исполнительной власти и 18 - в 14 администрациях местного самоуправления городов и районов республики.
У нас небольшой коллектив - пять человек. В его составе специалисты с финансово-экономическим, юридическим, техническим образованием. Если возникает необходимость, для выполнения поручений Контрольное управление имеет право формировать рабочие группы с привлечением необходимых специалистов, а также представителей правоохранительных и надзорных органов. Много времени проводим в командировках по республике - в прошлом году сотрудники управления 38 раз выезжали в районы. По результатам проверок было подготовлено 53 информации.
Следует отметить, что по выявленным нарушениям подготовлено 7 обращений в прокуратуру Республики Карелия и МВД РК. Этот факт отметил в своем ежегодном выступлении в Законодательном собрании РК глава республики.
Для нас наказание - не самоцель. Куда важней не допустить нарушений законности и конституционных прав граждан, предупредить негативные последствия, поэтому задачу свою видим не столько в выявлении недостатков, а в упреждающих действиях, своевременном исправлении ситуации.
- Всегда ли удается достичь желаемых результатов и что мешает вам в работе?
- Мешает не всегда оперативное реагирование отдельных органов исполнительной власти, некоторых руководителей. На мой взгляд, в этом отношении показательной является прошлогодняя отставка главы местного самоуправления Беломорского района по итогам проверки готовности района к работе в зимних условиях 2003-2004 года.
Всем известно пристальное внимание главы республики к вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства. По поручению Сергея Катанандова наши специалисты проводили анализ поступающей оперативной информации по подготовке предприятий ЖКХ к отопительному сезону 2003-2004 годов, который в большинстве населенных пунктов республики, как мы знаем, прошел успешно. Наиболее серьезные недочеты были выявлены в Пудожском и Беломорском районах. Проверками установлено, что руководители местного самоуправления, предприятий ЖКХ, учреждений образования не приняли всех мер по подготовке источников теплоснабжения, жилых домов, социальных объектов к работе в зимних условиях. Готовность ЖКХ Беломорского района признана неудовлетворительной, хотя «нянчились» с местной властью долго. Поэтому отставка главы района стала закономерной. Схожие причины стали поводом для отставки главы Вепсской национальной волости.
- Эмоционально обсуждаются в обществе две взаимосвязанные темы. С одной стороны, это не уменьшающееся количество чиновников различных уровней и, с другой стороны, оптимизация сети социальных учреждений с сокращением ставок педагогов, медиков, культработников. Приходилось ли вашему управлению заниматься этими вопросами?
- Управлением проводились проверки соблюдения органами исполнительной власти республики установленных лимитов штатной численности. За несоблюдение сроков исполнения и невыполнение требований законодательства, указаний и поручений главы РК ряду руководителей органов исполнительной власти были вынесены дисциплинарные взыскания. Также было проверено выполнение закона РК «О муниципальной службе» в ряде городских администраций местного самоуправления.
Вопросы оптимизации сети социальных учреждений находятся на контроле главы РК и, следовательно, нашего управления. Совместно с республиканскими министерствами проводилась выборочная проверка исполнения закона РК «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» в муниципальных учреждениях образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения городов Беломорска, Сортавалы, Суоярви и Кеми. С учетом наших пожеланий органами местного самоуправления были разработаны мероприятия по оптимизации сети социальных учреждений, надеюсь, не в ущерб местным жителям. Реализация этих мероприятий находится под контролем Минфина РК.
- По уровню социально-экономического развития наша республика занимает 28-е место в России, но мы знаем, что еще рано говорить о полном благополучии. Какие отрасли экономики вызывают тревогу?
- Есть претензии к лесной отрасли. Проверками Контрольного управления в 2003 году выявлены существенные недостатки в использовании лесфонда, выделяемого администрациям местного самоуправления районов для нужд бюджетных организаций. В частности, это касается руководства Вепсской национальной волости, Суоярвского, Калевальского и Лоухского районов. Результаты проверки и предложения по повышению эффективности использования лесфонда рассмотрены на республиканской лесосырьевой комиссии и были учтены при очередном распределении лесосечного фонда.
Но больше всего нареканий к руководству сельскохозяйственной отрасли. По поручению главы республики и премьер-министра Контрольное управление проводило проверку финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Тепличный». На письмах, адресованных главе РК от коллектива этого предприятия, Сергей Катанандов ставил жесткие резолюции. Вот одна из них, датированная сентябрем 2003 года и адресованная министру финансов и министру Госсобственности РК: «Требую в срок до 10 октября 2003 г. представить план действий, бизнес-план по выводу из кризиса «Тепличного». Мне непонятна ваша вялая позиция». Ситуация стала критической, может быть, в силу того, что не было стратегического планирования и видения перспектив этого сельхозпредприятия у бывшего руководства министерства сельского хозяйства. В информации, которая предоставлялась из этого ведомства главе РК о деятельности «Тепличного» в сентябре и октябре 2003 года, утверждалось, что предприятие можно спасти от банкротства. В ответ на жесткие требования Сергея Катанандова бывший министр сельского хозяйства Геннадий Колосов радел о сохранении «единственного в республике специализированного тепличного хозяйства, продукция которого пользуется большим спросом у населения и позволяет ограничить значительный рост цен на овощи», и просил поддержать план производственно-финансовой деятельности АО «Тепличный», составленный на срок с 1 октября 2003 года по 1 октября 2005 года, в то время как фактически совхоз был уже «приговорен».
- Получается, в Минсельхозе, мягко говоря, выдавали желаемое за действительное?
- Трудно комментировать поступки руководства министерства. Но результат деятельности этого ведомства оказался печальным. «Тепличный», как известно, в прежнем состоянии сохранить не удалось.
- В прессу просочилась информация о том, что часть имущества «Тепличного» за четыре миллиона рублей приобрела 73-летняя женщина, которая находится в прямом родстве с одним из чиновников Минсельхоза.
- Официально мы такой информацией не располагаем. Имущество распродано посредствам торгов. Покупателями стали три физических лица. Кстати, вырученные по итогам торгов денежные средства должны были пойти на погашение задолженности по заработной плате и требованиям кредиторов. В итоге все распродано, а зарплата так и не выплачена.
- Какие сделаны выводы? Известно, что по факту банкротства «Тепличного» прокуратурой республики заведено уголовное дело.
- Информация об итогах проверки этого предприятия нами была передана в прокуратуру РК 29 октября. Докладную записку мы направили Сергею Катанандову. Имеющиеся факты и выводы Контрольного управления, что «результатом сложившейся ситуации являются некомпетентное управление отраслью, волокита и некачественное выполнение поручений», стали веским поводом для замены руководства Минсельхоза и одной из причин отставки министра Колосова. На основании выявленных в «Тепличном» нарушений законодательства прокуратура РК возбудила уголовное дело. Надеюсь на объективность следствия.
- В Минсельхозе РК новый руководитель. Что досталось ему в наследство, ведь, как я понимаю, причиной отставки прежнего министра стал не только развал «Тепличного»?
- Отсутствие у прежнего руководства Минсельхоза прагматизма, неумение, а может, и нежелание действовать профессионально проявились в отношении других предприятий. Контрольное управление проверяло ГУП «Петрозаводская птицефабрика», ЗАО «Сунское», ЗАО «Святозерское», ЗАО «Эссойла», ГУП совхоз «Видлицкий», совхозы Вепсской национальной волости. По некоторым предприятиям у нас уже накопились тома материалов: по «Тепличному» - четыре тома, по «Эссойле» - три. Из Эссойлы в адрес главы республики поступило несколько коллективных писем: люди просили освободить их от новых хозяев, скупивших контрольный пакет акций сельхозпредприятия. Хозяева бывают разные. Скажем, на Петрозаводскую птицефабрику пришли новые владельцы, которые думают не только о собственном благополучии. С тех пор и производство развивается, и рабочие места сохранились, и зарплата регулярно выплачивается, и жалоб не стало, напротив, в магазинах появилась новая продукция. Когда в адрес главы РК пошли письма от работников «Эссойлы», он давал конкретные и очень жесткие поручения Минсельхозу: «Прошу незамедлительно разобраться с выездом на место: Помогите людям!». Сейчас материалы проведенной Контрольным управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности и законности приобретения акций ЗАО «Эссойла» переданы в прокуратуру и МВД РК. Результатов ждут и глава республики, и простые акционеры ЗАО «Эссойла». Права людей не должны быть нарушены.
- На протяжении последнего месяца в прессе обсуждается так называемое «дело о 41 миллионе» в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств Государственным комитетом по строительству, эксплуатации автомобильных дорог РК. Как вы может прокомментировать происходящее?
- Думаю, глава республики занял правильную позицию: надо дождаться окончания следствия, а потом делать комментарии и публичные выводы. В правовом государстве не должно быть места домыслам, не говоря уже о нарушении презумпции невиновности. Нам всем пора усвоить, что реальная жизнь отличается от детективного романа, где автор имеет право живописать историю уголовного дела, как это позволяют себе некоторые СМИ в связи с вышеназванным делом.
Вместе с тем хочу сказать, что руководство республики не делает тайны из фактов нарушения закона, выявленных в структурах власти. Это позволяет освобождаться от непорядочных людей.
- В прошлом году республику неоднократно посещали представители федеральных контрольных органов. Что они проверяли и какие сделаны выводы, какие извлечены уроки?
- Это были проверки Главного контрольного управления президента РФ и Счетной палаты РФ, сотрудники которых изучали эффективность использования федеральных средств по программам «Дети Севера», «Старшее поколение», а также вопросы, связанные с реформированием ЖКХ. Подобные проверки проходили во многих субъектах Российской Федерации, и Карелия была выбрана вовсе не потому, что ситуация у нас отличается от общероссийской - она схожая. Это касается и вопросов жилищно-коммунального хозяйства. Проверки были плановыми. Но, как это ни странно, некоторые из них были очень похожи на «заказ».
Лично для меня и моих коллег действия проверяющих стали своеобразной учебой. Методы их работы очень жесткие: в ходе проверки не берутся во внимание никакие объективные обстоятельства. Считаю, что нам было полезно поработать рядом.
- Людмила Павловна, расскажите о планах Контрольного управления на 2004 год.
- Мы продолжаем работу по подготовке вопросов на заседания правительства РК. Одна из основных задач, которой глава республики уделяет много внимания, - это подготовка к новому отопительному сезону. Наше управление держит ее под пристальным вниманием. Контролируем ход выполнения распоряжения правительства РК по реализации предвыборной программы главы республики и наказов избирателей. Также готовим к рассмотрению вопросы по эффективности и ходу выполнения республиканских целевых программ, о работе министерства труда и социального развития РК по контролю над своевременной выплатой заработной платы в РК.
На 2004 год запланирован ряд целевых проверок, часть из которых уже проведена или близка к завершению. Это проверка условий проживания и содержания детей-сирот в отдельных детских домах республиканского и муниципального подчинения, контроль выполнения республиканской целевой программы обеспечения населения лекарственными средствами, изучение вопроса обеспечения государственной поддержки детей-инвалидов в РК. В работе управления вопросы оптимизации системы бюджетных учреждений, рациональной эксплуатации спортивных сооружений, например, стадиона «Спартак» в Петрозаводске и другие.