"16 июня премьер-министр России Михаил Фрадков, который приедет на Петербургский экономический форум, будет знакомиться с работой портов Ленинградской области. В Высоцке он примет участие в открытии портового комплекса по перевалке нефтепродуктов «Лукойла», а в Приморске будет совещаться с губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым и полпредом Ильей Клебановым о перспективах развития портовых комплексов Северо-Запада России. Возможно, премьер еще не знает, что едет в прямом смысле слова на линию фронта - рынок морских перевозок Северо-Запада вот-вот начнет лихорадить.
«Мягкий путь» для ледокола
Сразу в нескольких портах компании, обслуживающие портовое хозяйство, начали жаловаться на дискриминацию при распределении аренды на вспомогательные суда - буксиры и бункеровщики, находящиеся в собственности государства. Руководство портов Ленинградской области тоже высказывает претензии по поводу состояния судов и их распределения. И те и другие выражают недовольство Морской администрацией Санкт-Петербурга и компанией «Портовый флот», которой и достаются почти все буксиры на Балтике.
В порту «Приморск» странная ситуация сложилась с ледокольным флотом. В нынешнем году этот северный порт, например, не получил ни одного такого судна. Распределяет ледоколы подчиняющийся Морской администрации Петербурга Штаб ледовых операций - по установленному порядку судовладельцы передают суда в оперативное управление Штаба. Именно он должен направлять ледоколы туда, где они больше всего необходимы. Вместе с тем то, как Штаб распоряжается ледокольным флотом, впечатляет.
Как стало известно, недавно 6 ледоколов (собственно, все, что есть в Балтийском бассейне) были переданы Штабом «в техническое управление» ЗАО «Портовый флот». По договору ЗАО должно следить за состоянием судов. Однако специалисты, знакомые с проблемой, утверждают, что суда эти находятся в более чем плачевном состоянии. Если случится так, что в следующем году грянет суровая зима, навигация просто будет сорвана, говорят портовики. В связи с этим у многих специалистов возникает вопрос: что же такое «техническое управление»? Не означает ли это «мягкий путь» передачи судов в частные руки? Ведь через пару лет ледоколы можно будет «списать», купить по бросовой цене и продолжить - за неимением лучшего - эксплуатировать...
Аренда без конкурента
Другой вопрос, мучающий руководство портов, - на основании чего Штаб (и руководящая им Морская администрация) распределяют ледоколы между «наиболее нуждающимися» портами. Никто не гарантирует, что в будущем году не повторится ситуация этого года, когда тот же «Приморск» ледоколы не получил. Подобные опасения все чаще высказывают и в Усть-Луге, и в Лебяжьем.
А компании, обслуживающие портовое хозяйство морского порта «Санкт-Петербург», скоро могут вообще взбунтоваться. Начало скандалу положил договор аренды на 17 буксиров и бункеровщиков, заключенный в этом году между КУГИ Петербурга, в чьем ведении находятся эти вспомогательные суда, и ЗАО «Портовый флот». Несмотря на то что на обслуживание 17 судов претендовало сразу несколько компаний, КУГИ отдало предпочтение «Портовому флоту». Причем, в нарушение законодательства, договор был заключен без тендера. К примеру, конкурент «Портового флота» - ООО «Балтийский флот» предлагало в счет аренды ежегодно выплачивать 2 миллиона долларов, однако суда отдали за 204 тысячи в год сроком на 10 лет. Недовольны этим не только конкуренты, но и работающие в порту суда. Дело в том, что всего там числится 34 буксира, из которых непосредственно на порт работает лишь 27 судов. Остальные «Портовый флот» передает другим портам по своему усмотрению.
Кому помогает «вспомогательный флот»?
Любопытно проследить на данном примере, как в условиях рыночной экономики строятся в пореформенной России отношения между государством и частным бизнесом. КУГИ, представляющий интересы государства, передает в аренду частной фирме практически даром весь вспомогательный флот данного участка акватории Финского залива, делая ее монополистом на рынке данных услуг. При этом специалисты комитета не могут не знать финансовые результаты прошлого года по эксплуатации названных судов. А они впечатляющи - более 1 миллиона долларов (если быть более точным, 32 миллиона 193 тысячи 718 рублей) принесли именно эти суда.
Другая государственная структура передает в техническое управление ледокольный флот. И опять той же частной компании. Передает за одни лишь услуги по техническому обслуживанию и обязательство выплачивать персоналу заработную плату, не обременяя какими бы то ни было арендными платежами. При том известно, что доходы от работы этих 6 ледоколов в прошлом году составили более 2 миллионов долларов, или 72 миллиона 63 тысячи 458 рублей.
Щедрые дары за счет государства
Почему без каких бы то ни было оснований частная структура получает от государства «подарок» более чем в 3 миллиона долларов только «белых» денег и возможность заработать мимо кассы на основании своего монопольного положения на рынке данного вида услуг? (Последняя мысль является, конечно же, только предположением, но, согласитесь, небезосновательным.) Зато другой вывод бесспорен. Передав те же буксиры и бункеровщики в аренду частной компании, государство в лице КУГИ лишило себя возможности модернизации портового флота, так как доходы от эксплуатации, как видно из приведенных выше цифр, многократно превышают сумму аренды. Почему так происходит? Говорят, руководство ЗАО «близко» к Морадминистрации, правда документального подтверждения эти слухи пока не имеют.
В «Приморске» пытаются справляться с ситуацией своими силами - в сентябре порт «запустит» 4 собственных буксира. Однако так поступят далеко не все. Не исключено, что через несколько месяцев в других портах попросту не смогут принимать приходящие суда из-за нехватки обслуживающих кораблей."