"За что старшего помощника прокурора Петербурга уволили из прокуратуры
Две недели назад все информагентства сообщили о том, что прокурор города Николай Винниченко возбудил с согласия суда уголовное дело в отношении своего помощника Виктора Забелкина. Прокурор сам публично заявил об этом после совещания, посвященного борьбе с коррупцией.
По словам прокурора, его помощник подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями 286 ч. 2 (превышение должностных полномочий) и 325 ч. 1 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей). В тот момент Виктор Забелкин находился в отпуске в Испании. По возвращении он был допрошен в стенах родной прокуратуры, после чего написал заявление об увольнении по собственному желанию. Корреспондент «Города» стал первым журналистом, которому Виктор Забелкин рассказал об обстоятельствах этой странной истории.
- Прежде всего хочу сказать: я не совершал никаких преступлений ни на территории России, ни за рубежом. И надеюсь на объективность следствия, - заявил Виктор Забелкин. По словам бывшего помощника прокурора, с ним произошло следующее.
14 мая вместе со своим знакомым по имени Игорь он улетел на неделю в Испанию. Игорь занимался туристическим бизнесом и организовал отдых по минимальным расценкам - приемлемым для оклада госслужащего. Поездка к морю, по словам Забелкина, была важна для него и с точки зрения здоровья - год назад он перенес серьезный перелом правой руки, до сих пор носил титановую конструкцию, и врачи советовали погреть руку на солнце.
Молодые люди остановились в городе Бенидорм. Позагорав несколько дней на море, взяли напрокат машину и отправились в Барселону. На обратном пути (это было вечером, 17 мая) остановились в небольшом городке Моллеруссе, где встретились со знакомыми Игоря - молодой женщиной и ее мужем-испанцем. Когда компания выходила из бара, раздался визг тормозов - из подъехавших автомобилей выскочили люди в штатском с резиновыми дубинками. Больше всего ударов досталось Забелкину.
- Я сам бывший сотрудник милиции и поэтому знаю - в таких случаях лучше сразу упасть на землю, - рассказывает Виктор Забелкин. - Я так и сделал, но это не помогло, меня начали избивать ногами. Конечно, больше всего я боялся за свою больную руку. Меня подняли с земли и надели наручники. Полицейские называли меня Сергеем - вероятно, приняли за другого.
Всех задержанных увезли в город Ллейду и поместили в местный ИВС (изолятор временного содержания). Забелкин отсидел в одиночной камере трое суток. В конце второго дня его впервые допросили. Несмотря на то что с самого начала Забелкин потребовал сообщить о своем задержании в российское консульство, никто оттуда на допрос не пришел. Просьба известить родственников тоже не была выполнена. Правда, бесплатного адвоката задержанному предоставили. Был и переводчик. Виктора Забелкина спрашивали, как он оказался в Испании, как познакомился с другими задержанными. Затем ему показали печать петербургского Управления паспортно-визовой службы и спросили, знаком ли ему этот предмет.
- Печать я видел впервые, - говорит Забелкин. - Скорее всего, ее изъяли у Игоря, он сам это впоследствии подтвердил на допросе. К паспортно-визовой службе я никогда никакого отношения не имел. Как печать оказалась у Игоря (если это так), я не представляю. Напоследок полицейский пошутил: «Ты надзираешь за изоляторами? Вот теперь с нашими познакомишься». Справедливости ради надо сказать, что меня больше не избивали - увидев послеоперационные швы на моей руке, они испугались. Даже отвезли в госпиталь, сделали снимки и дали каких-то обезболивающих таблеток. Условия в тюрьме были нормальные - поролоновый матрас, одеяло, утром кофе с булочкой, на обед и ужин - сэндвичи. Но я все три дня ничего не ел, кусок в горло не лез...
На четвертый день задержанных доставили в суд города Ллейды, однако там вопрос о мере пресечения решать не стали - направили их в суд Мадрида. В суде Виктор Забелкин узнал, в чем его обвиняют - в сопротивлении полицейскому при задержании и в организации проституции на территории Испании. Мадридский суд рассматривал дело шесть часов, Забелкин был допрошен последним. Судья удалилась в совещательную комнату и вынесла решение за две минуты: оснований для ареста Забелкина нет. Его тут же освободили в зале суда. Других задержанных решено было оставить под стражей.
Только тогда, 21 июня, Забелкин смог дозвониться в Петербург до жены. И узнал, что все питерские газеты, ссылаясь на прокурора города, сообщили о возбуждении против него уголовного дела.
В кармане у Виктора Забелкина было 150 евро. До машины - 600 километров, до отеля - тысяча. Билет на самолет оказался просрочен. Выручили адвокаты одного из задержанных - они довезли Забелкина до Моллеруссы, где он сел в оставленную машину и добрался до Бенидорма. На следующий день Забелкин первым рейсом улетел в Россию. А в понедельник с утра направился в прокуратуру, надеясь, что недоразумение разрешится. Но, побеседовав с заместителями прокурора, Александром Жуковым и Александром Коноваловым, написал заявление об увольнении по собственному желанию. После этого Забелкина ждал допрос в кабинете у своего коллеги (теперь уже - бывшего), следователя Гусева. С прокурором города Забелкин встретиться не смог - сперва Николай Винниченко отсутствовал, а потом Забелкин решил, что смысла в этой встрече нет.
- Наверное, я виноват в том, что оказался не в том месте и не с теми людьми, - считает Виктор Забелкин. - Если я попал в неприглядную историю, даже помимо своей воли, то, наверное, я должен быть уволен из прокуратуры. Это справедливо. А вот что касается уголовного дела - это история для меня совершенно непонятная. Мало того, что я потерял работу и репутацию, я еще и оказался подозреваемым в преступлении, которого я не совершал.
Напомним, что Виктор Забелкин был задержан в Испании в ночь с 17 на 18 мая. А уже на следующий день, 19 мая, Куйбышевский федеральный суд Центрального района рассмотрел представление прокурора города Николая Винниченко о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении Забелкина (такую процедуру предусматривает Закон о прокуратуре). Поводом для возбуждения дела, как следует из заключения суда, явилась поступившая в горпрокуратуру информация из МВД РФ «о задержании Забелкина в Испании и изъятии у него визовой печати No 299 для заграничных документов, которая была похищена из УПВС ГУВД СПб и ЛО».
По словам Забелкина, печать была изъята не у него, а у его знакомого, но, предположим, у горпрокуратуры не было оснований сомневаться в достоверности информации, полученной из министерства. Печать No 299, как тут же выяснилось, два года назад - в апреле 2002-го - была списана из Управления паспортно-визовой службы и, согласно документам, отправлена в Москву. Прокуратуре хватило одних суток для того, чтобы сделать вывод: раз печать обнаружили у Забелкина, значит, в его действиях содержатся признаки преступлений, предусмотренных двумя статьями УК РФ - 325 ч. 1 и 286 ч. 2. Иначе говоря, помощник прокурора не просто похитил печать, но и злоупотребил при этом своими должностными полномочиями (где и когда - теперь, вероятно, предстоит разбираться следствию).
О том, что в Куйбышевском суде рассматривается прокурорское представление, не знали ни сам Виктор Забелкин (он в это время сидел в испанской тюрьме), ни его родственники. Интересы Забелкина в суде - о чем он с удивлением узнал по возвращении - представляла не знакомая ему и непонятно кем приглашенная в суд адвокат Елисеева. После того как судья Попов согласился с прокурором города и позволил решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Виктора Забелкина, адвокат так и не известила об этом его родственников. Не стала адвокат и подавать кассационную жалобу на заключение суда - теперь это будет делать сам Виктор Забелкин. Заодно он подал жалобу в Адвокатскую палату и на свою добровольную защитницу.
Уточним, что все вышеизложенное - это версия самого Виктора Забелкина. Другой версии у нас нет - следователь горпрокуратуры Игорь Гусев, в производстве у которого находится уголовное дело Забелкина, от комментариев отказался.
В эпоху Ивана Сыдорука к провинившимся сотрудникам в прокуратуре относились либеральней. На слуху имя бывшего «важняка» Маркова, который прикарманивал изъятые у потерпевших и свидетелей деньги и вещи. Тогда, в 99-м году, он тихо уволился и стал фигурантом уголовного дела лишь через два месяца, когда слухи о проделках следователя просочились в прессу. Широко известна среди прокурорских работников и история о молодой женщине-следователе, которая пошла в банк обналичивать вексель, изъятый ею из уголовного дела, и была задержана сотрудниками ФСБ. Она вовсе отделалась увольнением.
Случай с Забелкиным - первый, когда прокурор города возбуждает дело против своего подчиненного. У наблюдателей невольно возникает вопрос: было ли у городской прокуратуры и согласившегося с ней Куйбышевского суда достаточно оснований для уголовного преследования помощника прокурора? И чем была вызвана столь стремительная реакция на сигнал из МВД? Возможны два варианта ответа. Либо по распоряжению прокуратуры за одни сутки была проведена колоссальная оперативная работа, результатом которой стали неопровержимые доказательства причастности Виктора Забелкина к хищению печати в 2002 году. Либо прокуратура перестраховалась и, вместо того чтобы оказать помощь своему сотруднику, попавшему в неприятную ситуацию в чужой стране, решила наказать его по полной программе.
Досье
Забелкин Виктор Викторович, 1969 года рождения. Отец - пенсионер МВД, долгие годы работал в следственных органах Ленинграда. Виктор Забелкин-младший с 1994 года работал в УВД по охране метрополитена, затем - следователем в Василеостровской прокуратуре. В сентябре 2000-го пришел в горпрокуратуру помощником прокурора, с апреля 2002-го - старший помощник прокурора по надзору за соблюдением законности при исполнении наказаний. Имеет 14 поощрений в милиции, 5 поощрений в прокуратуре.
Дословно
Раскрыта сеть, внедряющая русских женщин для сексуальной эксплуатации в клубы Ллейды и Мадрида
Газета «Lleida al dia» («Ллейда сегодня»), 21 мая 2004 г.
Сотрудники национальной полиции раскрыли сеть, занимавшуюся незаконной торговлей женщинами русской национальности для сексуальной эксплуатации в альтернативных клубах провинции Ллейда и Мадрида. Операция закончилась задержанием восьми человек. Согласно рапорту, среди задержанных находится пять русских граждан и три испанца - основные сотрудники сети, которая набирала женщин в России через объявления в прессе, где предлагалась хорошо оплачиваемая работа в гостиничной индустрии или в качестве прислуги в испанских домах.
Задержанным вменяются в вину следующие преступления: создание незаконной организации, преступления против прав иностранных граждан и прав трудящихся, преступления, связанные с проституцией. С другой стороны, 23 женщины, все русские, были задержаны за незаконное пребывание в Испании. Организация предоставляла женщинам авиабилеты, туристские визы, паспорта и деньги, которые они должны были предъявить на пограничных постах.
Когда они приезжали в Испанию, им сообщали, что трудиться им предстоит не в гостиничном бизнесе и не в домах, а в качестве проституток в альтернативных клубах, и что они должны отдавать все заработанные деньги ответственным лицам.
Полицейское расследование началось в первые месяцы года, когда от полиции города Альмерия пришла информация о том, что русская гражданка по имени Николь действует как посредница между руководителями испанских альтернативных клубов и русскими организациями, занимавшимися набором женщин для их переправки в Испанию. Она также должна была контролировать женщин после их приезда в Испанию и снабжать их деньгами. Расследование показало, что эта русская гражданка работает в клубе «Медит» в мадридском районе Кольменар Вьехо, а также связана с другими клубами провинции Ллейда. Когда Николь была идентифицирована как Ирина С., 30 лет, живущая в Тарраге (провинция Ллейда), произошло задержание других семи человек, включенных в эту сеть.
Итак, другие предполагаемые участники сети - это испанец Хавьер Л. Ф., 31 года (муж Ирины С.), Наталия З., Хосе Игнасио А. В., 45 лет, Светлана Д., русская, 33 лет, Франсиско П. С., испанец, 59 лет, Игорь Б., 36 лет, и Виктор З., 35 лет, оба русские.
Четверо из восьми были задержаны 18 мая этого года, когда выходили из клуба «Бэбис» в Молерусса (провинция Ллейда). Конкретно в этом месте были задержаны Игорь Б., Виктор З. - им после задержания заинтересовалось Министерство внутренних дел Российской Федерации, потому что при нем была обнаружена официальная печать, Ирина С. и Хавьер Л. Ф. Двое другие были задержаны в Ллейде, а именно Франсиско П. Ф. и Светлана Д., в то время как Хосе Игнасио А. В. и Наталия З. были задержаны в Кольменар Вьехо (Мадрид).
В то же время полицейские задержали в альтернативном клубе в Моллеруссе 12 русских женщин и еще 11 в Кольменар Вьехо, всех - за нарушение Закона об иностранцах.
«MODUS OPERANDI» - эта организация давала объявления в русскую прессу, предлагая работу с очень высокими заработками в гостиничном бизнесе и в испанских домах, предоставляя номер контактного телефона.
Желающие получить эту работу связывались в России с Игорем Б., который вместе с Виктором З. обеспечивал им билеты и документы. В обязанности Виктора З. входило доставать шенгенские визы для женщин через консульство Финляндии в Санкт-Петербурге. При необходимости он должен был подделывать паспорта - женщины приобретали бланк паспорта, заполняли его, и Виктор ставил в него печать.
Ирина С., то есть Николь, занималась отбором женщин, покрывала расходы на их перемещение и предоставляла деньги, которые женщины должны были заплатить российской организации и хозяевам тех заведений в Испании, где этих женщин эксплуатировали.
Во время обысков были обнаружены записи, относящиеся к работе перевезенных женщин, и платежные документы, подтверждающие, что деньги были посланы в российскую организацию. Также была обнаружена серия фотографий Ирины С., одна из которых была вырезана и приклеена на ее паспорт, в котором не хватало печати - той самой, что была обнаружена у Виктора З. Задержанные поступили в распоряжение суда No 4 района Кольменар Вьехо. "