Две масштабные диверсии совершены в России за минувшие трое суток. В пятницу в Самаре в разгар рабочего дня мощное взрывное устройство сработало на крупнейшем городском рынке "Кировский". Погибло 10 и ранено 38 человек, в числе которых оказалась беременная женщина. В ночь на субботу в городе Нефтекумске Ставропольского края на нефтеперерабатывающей станции "Камыш-Бурун", принадлежащей ОАО "Черноморсктранснефть", была взорвана цистерна с нефтью. Обошлось без жертв, но диверсия нанесла серьезный экономический ущерб предприятию. И в том и в другом случае следствие рассматривает различные версии, в том числе так называемый "чеченский след", а также криминальные разборки между конкурентами.
Желтый дым
Взрывы на крупнейшем и наиболее дешевом в городе вещевом рынке 'Кировский' звучали и раньше. В 2001 году местная 'братва' и чеченская ОПГ уже пытались урегулировать свои отношения с помощью взрывчатки. Тогда обошлось без жертв. Но, как говорят в городе, разногласия между ними существуют до сих пор.
Но на этот раз злоумышленники, кем бы они ни были, подошли к вопросу гораздо серьезнее. Кстати, именно этот профессионализм диверсантов не позволяет спецслужбам полностью отказаться от возможной причастности к подрыву исламистов-радикалов - уж больно не бандитский почерк у этой закладки, считают взрывотехники ФСБ.
По данным Самарской прокуратуры, взрыв произошел в 13.00 в пятницу. Установлено, что сработало самодельное взрывное устройство, начиненное килограммом пластита (что составляет не менее 3 кг в тротиловом эквиваленте). По предварительным данным, бомбу привели в действие с помощью бикфордова шнура, подключенного к детонатору. Эксперты установили, что взрывное устройство было заложено между железобетонной стеной и оцинкованным вещевым контейнером на высоте чуть более метра. Областной прокурор Александр Ефремов считает, что основная сила взрыва была направлена в сторону железнодорожной станции Пятилетка, где в тот момент проходил состав с соляркой. По словам прокурора, одна из цистерн загородила собой взрыв и приняла силу удара на себя, что и спасло стоявших на платформе людей. Если бы взрывная волна в полной мере накрыла станцию, жертв было бы минимум на 20 человек больше. Зато досталось самому рынку: взрывная волна разрушила 10 контейнеров. Принадлежавший армянскому предпринимателю павильон, рядом с которым была заложена бомба, оказался полностью уничтожен - погибли жена и брат хозяина торговой точки, в момент взрыва находившиеся внутри. 'Сначала запахло порохом, потом повалил желтый дым, и только затем раздался взрыв', - рассказал свидетель трагедии Олег Камышев. Сразу после взрыва наступило всеобщее оцепенение, потом началась паника: народ ринулся к выходу, а продавцы бросились собирать остатки товара. Другой очевидец, Андрей Сычев, рассказал, как спустя буквально несколько минут после взрыва у торговых павильонов началась драка: продавцы спасали товар от двух девушек, воспользовавшихся ситуацией для того, чтобы заняться мародерством.
Цистерна с пропаном
'Когда раздался взрыв, я потеряла сознание, - рассказала ГАЗЕТЕ пациент больницы имени Семашко Анна Великанова. - Придя в себя, я бросилась искать сына, не заметила, что брюки разорваны в клочья. Я видела, как люди ползком выбирались из-под контейнеров, из-под многотонной плиты, рухнувшей от взрыва. Сын находится в больнице, его прооперировали. Мне на раны наложили швы. Было жутко, кричали люди, я шла по лужам крови'.
Спасатели, работавшие на месте трагедии, собирали останки людей буквально по фрагментам. «Никак не могли найти руку одной женщины, разрезанной металлическим листом от контейнера. Ее тело выбросило на железнодорожные пути. Нашли руку в развороченном контейнере. Повсюду валялись разорванные в клочья окровавленные останки, - рассказал один из спасателей МЧС, - у кого-то осколком срезана половина черепа, тела без рук и ног. Я работаю спасателем больше пяти лет. К таким зрелищам вроде не привыкать, а вот медики сами время от времени нашатырь нюхали. Очень много раненых, тела которых иссечены металлическими осколками'. Хотя, по информации прокурора Самарской области Александра Ефремова, в самой бомбе металлических предметов заложено не было.
Следственная группа на Кировском рынке в течение двух суток ни на минуту не прерывала свою работу. Возбуждено уголовное дело по двум статьям УК - 'Терроризм' и 'Умышленное убийство'.
Причем из трех имеющихся версий: теракт, криминальные разборки и убийство конкретных лиц - представители следствия склоняются ко второму варианту.
Впрочем, прокуратура интересуется не только расследованием причин взрыва. 'Параллельно мы проверяем законность пребывания людей на этой территории', - заявил Александр Ефремов.
Как стало известно ГАЗЕТЕ, в составе, который проходил по железнодорожной ветке в момент взрыва, была цистерна с пропаном. 'Если бы цистерна проходящего поезда взорвалась, собирать было бы нечего: взрыв разметал бы все в радиусе 500 метров', - отметил начальник УГПС Самарской области Михаил Орлов.
Туфли к выпускному
В воскресенье с самого раннего утра торговый ряд так называемой вьетнамской части рынка, где и произошел взрыв, обследовали кинологи с собаками. Специально обученные на поиск оружия и взрывчатки кокер-спаниель и фокстерьер прочесали все торговые точки, после чего к контейнерам разрешили подойти продавцам. При этом остальная часть Кировского рынка работу не прекращала.
Продолжают работать буквально на военном положении и самарские медики. Основной диагноз пострадавших на рынке - черепно-мозговые травмы, рваные осколочные ранения, сотрясения и ушибы головного мозга.
Школьница Аня Олёнкина в момент взрыва была на рынке вместе с мамой. Девушка окончила девятый класс и собиралась приобрести к выпускному вечеру нарядные туфли. Во время операции врачи извлекли из головы Ани железный осколок. 'Просто напугались очень сильно, ну ничего, пережили', - призналась она корреспонденту ГАЗЕТЫ. Выпускной для нее отменяется, но об этом Аня и не думает. Она очень переживает за маму, состояние которой гораздо серьезнее: осколок сильно повредил ей бедро.
После того как всем раненым была оказана первичная медицинская помощь, к работе приступили психологи. Как рассказала министр здравоохранения Самарской области Галина Гусарова, наиболее сложный контингент - родители пострадавших: у них самый сильный психологический шок.
На областной станции переливания крови была создана специальная бригада, которая работает в усиленном режиме. Несмотря на то, что донорам выдавались лишь справки, освобождающие от работы, и сладкий чай, в день трагедии только за первый час работы безвозмездно сдали кровь более тридцати человек, а через два часа банк крови уже пополнили пятьдесят три человека. Люди приходили даже с детьми. На станции продолжают ждать добровольцев - кровь по-прежнему очень нужна.
Огненная река
Взрыв, прогремевший следующей ночью на территории нефтеперекачивающей станции близ города Нефтекумска Ставропольского края, серьезно повредил одну из цистерн, в которой находилось около четырех тысяч тонн нефти.
Через пробитую брешь нефть хлынула наружу, превратившись в огненный водопад. Ситуацию спасло то, что цистерну от остальной территории нефтехранилища отделяли ров и земляной вал, которые не дали растечься 'горящей реке'.
Позже выяснилось, что на территории станции находилась еще одна похожая бомба, но по неизвестным пока причинам она не сработала. Именно поэтому последствия подрыва оказались менее разрушительными, чем предполагали злоумышленники.
Прибывшие к аулу Камыш-Бурун пожарные (в общей сложности в тушении участвовало 14 пожарных расчетов из Нефтекумска и соседних Буденновского и Левокумского районов) не только боролись с огнем, но и охлаждали водой соседние емкости, чтобы не допустить их возгорания. В начале восьмого утра пожар был полностью ликвидирован, и весь последующий день спасатели и сотрудники станции занимались перекачкой нефти в соседние емкости.
Теперь руководство станции и правоохранительные органы подсчитывают материальный ущерб, нанесенный диверсией. Что касается всех обстоятельств совершения преступления, то сотрудники оперативно-следственной группы отметили лишь, что им 'удалось выйти на след подозреваемых'. Впрочем, уголовное дело возбуждено по статье 167 УК РФ - 'Умышленное уничтожение имущества', и этот факт говорит о том, что признаков теракта выявлено не было. В плане оперативной обстановки Нефтекумский район никогда не был благополучным. В середине девяностых немало местных ногайцев, поддавшись на агитацию проповедников ваххабизма, выехали в Чечню, где в школах 'Талибан' и 'Кавказ' учились проведению диверсий на сопредельных территориях. Именно из обитателей аулов Нефтекумья в свое время был сформирован так называемый 'ногайский батальон', принявший участие во вторжении в Дагестан и многочисленных боях с федеральными силами. Между тем не исключается, что подрыв на нефтеперекачивающей станции не что иное, как результат закулисной борьбы между конкурирующими нефтедобывающими компаниями, которая обострилась из-за скачка мировых цен на нефть.
Взрывы на российских рынках
19 марта 1999 года мощный взрыв прогремел на Центральном рынке Владикавказа. В результате погибли 55 и были ранены 168 человек. В 2002 году правоохранительным органам удалось задержать непосредственных исполнителей теракта. На скамье подсудимых оказались четверо жителей селения Карца Пригородного района Северной Осетии - Адам Цуров, Махмуд Темирбиев, Умар Ханиев и Абдулрахим Хутиев.
Помимо взрыва на рынке им вменялись в вину взрывы трех жилых домов в военном городке 'Спутник' 16 мая 1999 года (четверо погибших и 17 раненых), а также взрывы на Товарном дворе железнодорожной станции Владикавказ, происшедшие 28 июня того же года (17 человек получили ранения). Кроме того, подсудимые признались в похищении троих офицеров Российской армии. По данным следствия, боевики действовали по приказу чеченских полевых командиров. Цурова суд приговорил к пожизненному заключению, еще троих обвиняемых - к длительным срокам заключения, от 10 до 23 лет.
9 июля 2000 года на Центральном рынке Владикавказа произошел еще один взрыв. На этот раз сработала противопехотная осколочная мина МОН-50, усиленная гексогеном. В результате погибли 6 человек и 16 получили ранения. Следствие разрабатывало несколько версий происшедшего, однако наиболее вероятными следователи считали бандитские разборки, вызванные переделом сфер влияния.
6 октября 2000 года два взрыва произошли возле рынка «Казачий» в центре ставропольского города Невинномысск. В результате один человек погиб и более 10 получили ранения. Непосредственная исполнительница теракта Наталья Куребеда была задержана и в июле следующего года приговорена к 18 годам лишения свободы. Выйти на след организаторов теракта следствию не удалось.
8 декабря 2000 года на рынке Пятигорска взорвались две заминированные автомашины. Тогда погибли 4 и были ранены 40 человек. Выйти на след организаторов удалось в марте следующего года после аналогичного теракта на центральном рынке в Минеральных Водах (погиб 21 человек и 50 были ранены). Одна из «бомб на колесах», которая должна была одновременно взорваться на рынке в Невинномысске, была перехвачена по дороге сотрудниками ГИБДД. При ее разминировании погибли два офицера-взрывотехника. Водитель Арасул Хубиев признался, что был исполнителем взрыва в Пятигорске. Он входил в банду «московского подрывника» Ачимеза Гочияева, который действовал по указанию лидера чеченских боевиков Хаттаба. В июле 2002 года суд приговорил Хубиева к пожизненному заключению.
19 августа 2001 года произошел взрыв на Кировском вещевом рынке Астрахани. Тогда погибли 8 и были ранены 60 человек. По подозрению в причастности правоохранительные органы задержали четырех человек - Магомеда Исакова, Хадира Ханиева, Максима Ибрагимова и Александра Штурбе. Однако собранные прокуратурой доказательства показались присяжным неубедительными и все четверо были оправданы. Прокуратура опротестовала приговор, а Верховный суд в феврале этого года его отменил. Материалы дела направлены на новое рассмотрение. По мнению следствия, взрыв стал результатом бандитских разборок за контроль над рынком.
10 ноября 2001 года взрыв произошел на рынке 'Фаллой' во Владикавказе. Погибли 5 и были ранены 62 человека. Террористы были задержаны 1 октября 2002 года во время боев федералов с боевиками Руслана Гелаева вблизи ингушского селения Галашки. Всего были схвачены трое диверсантов, однако одного из них позднее застрелили при попытке к бегству. На скамье подсудимых оказались ингуши Руслан Чахкиев и Мовсар Темирбиев. Помимо взрыва на рынке 'Фаллой' они признались также в подрыве бомбы рядом с Центральным рынком Владикавказа 28 апреля 2002 года. Тогда диверсанты не смогли пронести на рынок взрывное устройство и устроили взрыв рядом с входом; погибли 7 и были ранены 5 человек. Темирбиева приговорили к 18 годам лишения свободы, а Чахкиева - к 24. По данным следствия, заказчиками терактов были чеченские полевые командиры."