"Распределение квот — давняя ахиллесова пята рыбного ведомства. На них погорели многие чиновники. Похоже, не избежал этой участи и российский “рыбак номер 2” Александр Тугушев.
В минувшую среду бывший зам.пред. Госкомрыболовства, возглавивший ликвидационную комиссию ГКР, был арестован. Ему предъявлено обвинение сразу по нескольким пунктам.
— Если квоты используются некоторыми людьми только для того, чтобы набить карман, такое... нам не нужно. Этот вопрос имеет национальное значение, — несколько месяцев назад предупреждал всех президент Путин.
Похоже, от слов перешли к делу. Сразу четверо чиновников экс-ГКР обвиняются в систематическом получении взяток за лоббирование интересов предпринимателей. Как следует из официальных сообщений, члены группы в течение октября—декабря прошлого года вымогали у одного из предприятий Хабаровского края 3 миллиона 700 тысяч долларов за предоставление квот-2004 на вылов рыбы в морях Дальневосточного бассейна. По версии следствия, деньги переводились на анонимные счета в иностранных банках, на фирмы-однодневки и кредитки подставных лиц...
— Против Тугушева уже не раз пытались возбудить уголовные дела, — говорят оперативники. — Тугушев уже несколько лет занижал показатели улова и занимался экспортом рыбопродукции через собственные компании — деньги при этом в Россию не возвращались. Но все концы вели в Мурманск, где через “дружественных” сотрудников правоохранительных органов дела благополучно рассыпались.
Г-н Тугушев прославился в рыбном деле еще и тем, что весьма эффективно и, главное, быстро “оздоравливал” многочисленные государственные рыболовецкие компании (до того как стать госчиновником, Александр Иванович долгое время был одним из руководителей АО “Мурманский траловый флот-З”, входящего в одноименный консорциум). А выглядело это так: сначала вводилось внешнее управление, затем активы перекачивались в подконтрольные структуры. Когда в госструктуре практически ничего не оставалось — ее объявляли банкротом.
Как утверждают наши источники, с легкой руки Александра Ивановича “финансово оздоровились” и “Моррыбпром”, и Архангельская база тралового флота (АБТРФ), и “Севрыбпромразведка”. С последней вообще забавная история приключилась. Вместо нее появилось два предприятия — “Карат-1” и “Карат-2”. На них — с грубейшими нарушениями законодательства — по смехотворным ценам были куплены несколько судов. А дальше все просто. Компания “Карат-2”, среди учредителей которой значатся Тугушев и Орлов — близкий друг Александра Ивановича еще по мореходке, — получает научные квоты на вылов трески и пикши. Пойманную рыбку через фирму “Оушен Троулерз” продают в Норвегию. Нетрудно догадаться, что валютная выручка в Россию не возвращается, а благополучно оседает на зарубежных счетах.
Стоит сказать несколько слов о норвежской компании “Оушен Троулерз”. Среди ее учредителей — г-н Тугушев и уже знакомый нам г-н Орлов. Руководит же компанией еще один близкий друг Тугушева — г-н Романенко. Первыми ее деятельностью заинтересовалась норвежская полиция — ведь практически вся “русская” рыба реализовывалась в Норвегии как раз через эту фирму, причем по ценам гораздо ниже установленных российско-норвежскими соглашениями.
Как следует из бухгалтерских отчетов, русские рыбаки добыли и переработали около 300 тысяч тонн трески. И якобы за копейки продали ее “Оушен Троулерз”. Если верить финансовым документам, со скандинавами Тугушев и Орлов торговали исключительно себе в убыток... По той же схеме в 2002 году вышли на промысел еще три судна, принадлежавшие Архангельской базе тралового флота, чьим внешним управляющим был тогда г-н Романенко. Квоты еще никто не утвердил, но АБТРФ почему-то уже разрешили выловить тысячу тонн путассу.
Суда назад так и не вернулись — их вместе с рыбой продали некоей панамской фирме. Которая, по данным ГУБЭП МВД РФ, на поверку оказалась обычной пустышкой.
— Деньги на счет “Оушен Троулерз” переводились сложными путями, иногда многоходовка состояла аж из 12 звеньев! — утверждают оперативники."