Еще до начала слушания дела по группе «Шульц-88 крю» сотрудники правоохранительных органов предполагали, что простым оно не будет. Однако никто не мог предположить, что «сверху» сотрудникам 18-го отдела УБОПа (который занимался разработкой «шульцев») будет спущена директива - обеспечить безопасность свидетелей...
В закрытом режиме
Начавшееся в конце апреля в Ленинском суде слушание дела по «Шульц-88» не могло не привлечь внимания общественности. Во-первых, это первое дело, по которому привлекается конкретная группировка скинхедов. Во-вторых, до этого случая в состав вменяемых преступлений никогда не входила статья 282 УК РФ -возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
Прибавило пикантности в ситуации с судом и то, что оно слушается в закрытом режиме. Официальное объяснение этому - в составе подсудимых есть несовершеннолетние. Впрочем, есть объяснение и неофициальное - на закрытости процесса настояли сотрудники правоохранительных органов. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что дело по убийству азербайджанского торговца арбузами проходило открыто, хотя там также среди подсудимых был несовершеннолетний.
Как бы то ни было, процесс над «шульцами» закрытый и представителей общественности и СМИ на него не допускают. Тем не менее корреспонденту «ТС» удалось увидеть происходящее своими глазами.
Ожидание
Найти первый зал Ленинского суда, где проходят слушания дела, особого труда не составило. Однако дверь в помещение, где свидетели и потерпевшие ожидают вызова в зал суда, оказалась закрытой. Пришлось долго выяснять, как же туда попасть. Оказалось, через «черную» лестницу.
Дальнейший путь перекрывали двое сотрудников охраны. Проверив повестку, пропустили в помещение, где вдоль стен уже сидели люди. Понять, кто есть кто, особого труда не составляло. Вот у стены со стороны закрытой двери, ведущей в зал суда, сидят двое оперативников 18-го отдела УБОПа. Зачем такие меры предосторожности, поначалу было непонятно, охрана-то и так на входе. Рядом с убоповцами -двое парней. Свидетели. Дальше сюрприз - пятеро молодых людей (тоже свидетели), из которых минимум двое - бывшие «Шульц-88». Поскольку они потихоньку переговариваются с соседями, становится ясно, что и остальные имеют какое-то отношение к группе.
В самом углу еще один человек. Его внешний вид никак не подходит ни под «экс-скинхедовский», ни под «оперский» -обычный мужчина средних лет со стильной бородкой. Как выяснилось позже, это известный в экстремистских кругах художник Совесть 18.
Лица свидетелей напряжены и сосредоточены. В отличие от них оперативники излучают спокойствие: один читает книгу, другой просматривает газету. Не проходит и пары минут, как помещение оглашает мелодия из фильма «Бумер». Молодежь в недоумении переглядывается, а опер не спеша вынимает мобильный телефон...
Ожидание затягивается. Вызываются новые свидетели, одни -из давших показания - уходят, другие подсаживаются к компании. Оживил картину проход по помещению троих, скованных между собой наручниками, мужчин, сопровождаемых милиционерами. Войдя в открытую дверь, делегация направилась к противоположной, закрытой. То, что она может быть закрыта, милиционерам в голову не пришло: после первого мощного толчка последовали еще четыре-пять, и только после этого один из стражей порядка догадался открыть замок.
Атмосфера в помещении меняется. Часть давших показания свидетелей (в том числе и двое «экс-шульцев») уходить не торопятся - ждут, когда во время обеденного перерыва выйдет один из подсудимых - Алексей, по прозвищу Waffen. Тревогу и сосредоточенность на их лицах сменяет даже некоторое подобие радости. Меняется и стиль общения: уже никто не шепчется, разговоры идут в полный голос. Выяснения, кто у кого взял послушать и не отдал какой-то музыкальный компакт-диск, закончились перебранкой с использованием ненормативной лексики.
Окружающие на все это реагировали по-разному: читавший книгу убоповец занятия своего не прервал, в то время как взгляд второго излучал снисхождение многодетного отца, следящего за расшалившимися малышами. Прервал пикировку зашедший в зал суда милиционер, который пообещал молодым людям приковать их в разных углах наручниками.
Утратив интерес к теме компакт-дисков, молодежь перешла к решению других вопросов. Видимо, более для них привычных. В частности, обсуждалась тема переливания славянской крови лицу негроидной расы и другие подобные «проблемы». Общение напоминало встречу фронтовых друзей-ветеранов.
В зале суда
Совершенно иная картина наблюдалась в зале суда. Лица троих находящихся на подписке о невыезде подозреваемых не выражали никаких эмоций (впечатление, что они так до конца и не поняли, что произошло), по лицу же четвертого -Waffena - читалось, что он надеется на лучшее, но готовится к худшему.
Остальные подсудимые, а именно Дмитрий (Шульц) Бобров и Алексей (Алекс) Вострокнутов, в зале суда сидели за решеткой, прикованные друг к другу наручниками. В качестве меры пресечения им избрано содержание под стражей. Отказавшийся давать показания (в рамках 51-й статьи Конституции) Шульц был явно расстроен, хотя и скрывал это изо всех сил. Его сосед по скамье Алекс вел себя нервно, иной раз срываясь.
Из других участников процесса интерес представлял прокурор. При ознакомлении с вещдоками его почему-то очень заинтересовало одно имя - Макс Хаммер. К сожалению, никто так ему и не объяснил, что это - американский скинхед, автор ряда книг экстремистского толка, который никакого отношения к «шульцам» не мог иметь априори.
«Смерть предателям»
Возник вопрос присутствия в зале суда и в помещении, где люди ожидали вызова, сотрудников УБОПа. Как сказал корреспонденту «ТС» в приватной беседе сотрудник милиции, подобное «усиление» было введено по указанию из Москвы. Дело в том, что на одном из сайтов скинхедовской направленности появилось объявление - «Смерть предателям». «Управление по расследованию особо важных дел городской прокуратуры Санкт-Петербурга, - было написано в сообщении, - закончило следствие по делу «Шульц-88». Теперь мы знаем имена тех людей, кто дал показания против Дмитрия Боброва и других соратников знаменитой питерской группировки. К сожалению, в своем большинстве это бывшие сторонники национал-социализма, вставшие на путь сотрудничества с карательными органами оккупационного режима». Далее в объявлении перечислялись имена «предателей». Не отреагировать на подобное руководство УБОПа не могло и выделило людей на охрану свидетелей у зала суда. Потом корреспонденту «ТС» стало известно, что никаких попыток причинить вред свидетелям, к счастью, зафиксировано не было. Как ситуация будет развиваться дальше, покажут следующие слушания. Ближайшее из них назначено на 24 мая.
Из досье «ТС»
Дело было в 2001-м
Как писали о себе сами «шульцы» в своем же издании «Made in St-Petersburg», образовалась команда 20 апреля 2001 года вокруг имени Шульца. «Вначале в банде, - пишется далее в журнале, - происходили перестановки, приход новых кадров и отсев шлака. Со временем состав утрясся и в 2002 году являл основу бритоголового движения Санкт-Петербурга. За время нашей деятельности родилось множество слухов о грядке (фирма, грядка - на сленге скинов означают группу. - О. Н.), превратив отряд Шульца в легенду определенных кругов».
Как гласит «Made in St-Petersburg», входящие в «Шульц-88 крю» рассматривали себя как отряд политических солдат, применяющих прямое действие и пропаганду для торжества идеи национал-социализма. Группа «Шульц-88» поддерживала радикализм в уличной войне и пропаганде. Своим главным приоритетом молодые люди считали интересы своего города, который хотели видеть только белым.
В принципе, приведенное в издании «Made in St-Petersburg» описание фирмы очень точно показывает, чем она занималась. С одной стороны, проводились акции прямого действия, с другой - велась агитационная работа с помощью журнала.
Как сообщил корреспонденту «ТС» знавший о команде не понаслышке человек, изначально «Шульц-88» не имела жесткого лидера, все решения принимались коллегиально, а Шульц был первым среди равных. Уже на тот момент Шульц был знаком с Алексом. Во втором составе бригады Шульц уже занимал лидирующие позиции. Однако и в новом коллективе начались коллизии, в результате которых большинство скинов перешли в хулсовские (хулсы, хулиганы -на сленге «футбольные фанаты») команды.
Широкую популярность в среде бритоголовых группа «Шульц-88» приобрела при третьем составе. Кстати, именно в третьем составе группы появился Алексей Waffen. В четвертом составе фирмы от третьего остались только Бобров, Waffen, Вострокнутов.
В общей сложности за все время существования «Шульц-88» в группе состояло порядка 50 человек."