АНАТОЛИЙ БОНДАР: "А ЕСЛИ АЯЦКОВ ЗАВТРА ЧЕЛОВЕКА УБЬЕТ, ВЫ ТОЖЕ СКАЖЕТЕ, ЧТО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПРОТИВ НЕГО ПОЛИТИЧЕСКОЕ?"
В понедельник Саратовская областная прокуратура предъявила губернатору области Дмитрию Аяцкову обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса - 286 ("Превышение должностных полномочий") и 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"). В тот же день губернатор взял на время расследования отпуск - чтобы никто не мог упрекнуть его в том, что он оказывает давление на следствие. Сейчас он находится под подпиской о невыезде и без разрешения следователя не может покидать пределы области.
"Напомним: основная претензия прокуратуры к губернатору заключается в следующем. По версии обвинения, Аяцков издал распоряжение, с помощью которого 70 млн рублей из областного бюджета были потрачены не по назначению, а именно на растаможку комбайнов Case, поставленных областному правительству. О новых подробностях "дела Аяцкова" прокурор Саратовской области Анатолий БОНДАР рассказал корреспонденту "Известий" Сусанне ОГАНЕЗОВОЙ.
"Феодальные князьки начинают самостоятельно принимать решения"
- Анатолий Владимирович, одним из главных пунктов обвинений прокуратуры в адрес губернатора было то, что правительство области незаконно выдавало кредиты тем или иным лицам. Но сам Дмитрий Аяцков заявил в интервью "Известиям", что среди получателей таких кредитов были лично вы. По его словам, вы получили на покупку квартиры 3 миллиона рублей.
- Это ложь. Никакого займа мне он не давал. Квартира, в которой я живу, находится в собственности правительства Саратовской области. Я живу в ней как простой квартиросъемщик. Если бы квартира была передана на баланс прокуратуры области, тогда бы претензии губернатора были правомерны. Вот документ. (Прокурор показал свидетельство о госрегистрации квартиры, собственником которой действительно является областное правительство. - "Известия".)
- Но что все-таки плохого сделал Аяцков с комбайнами Case?
- Почему все зациклились на истории с комбайнами? Это только один из эпизодов, которые прокуратура включила в основу обвинения. Нами отрабатываются сразу несколько направлений. Существовали нарушения финансово-хозяйственной дисциплины в управлении делами правительства области и разбазаривание бюджетных средств через различные ГУПы и предприятия, входящие в систему правительства области. ГУП "Областная продовольственная корпорация", через которую закупались комбайны Case, только один из таких примеров. Это предприятие финансово самостоятельное, и впоследствии должно было возвратить вложенные в него средства обратно в областной бюджет. Но вместо этого в эти ГУПы закачивались из бюджета деньги - там они и растворялись. По самым скромным подсчетам, ГУП "Областная продовольственная корпорация" должна бюджету четверть миллиарда рублей.
- Но Аяцков говорит, что комбайны были переданы "Росагролизингу".
- Нам не важно, кому он их передал. Нам важно, что губернатор взял деньги из бюджета и единолично, не согласовав с областной думой, отправил их в качестве оплаты за таможенные платежи. Продовольственная корпорация - самостоятельное юрлицо, у нее был свой баланс и свой расчетный счет. С какой стати за нее дает гарантии правительство? У нас, когда принимают законы о бюджете, депутаты чубы рвут друг другу за каждую строчку! И вдруг Аяцков берет и самостоятельно направляет эти деньги куда ему надо. Надо - на самолет, надо - на какую-то продовольственную корпорацию в уплату каких-то таможенных платежей. Вот в чем состав его преступления. Аяцков не имел права нарушать закон о бюджете области. Он должен был пойти в думу, согласовать, сказать, что есть такое предложение, утвердите его. А когда наши феодальные князьки начинают самостоятельно принимать решения, зачем мы тогда избираем думу как законодательный орган? Зачем на содержание облдумы ежегодно тратится более 200 миллионов рублей?
- Губернатор говорит, что впоследствии были внесены изменения в бюджет, которые легализовали трату денег за комбайны.
- Арбитражный суд не счел обоснованными эти доводы. А кассационная инстанция оставила в силе решение первой инстанции. У нас есть решение арбитражного суда, которое подтверждает правильность позиции прокуратуры.
"Аяцков использовал самолеты для перевозки артистов на свои дни рождения"
- Кстати - а в чем суть дела с его самолетом? В чем криминал?
- У нас есть факты, что Аяцков использовал самолеты для перевозки артистов на свои дни рождения, иногда летал на самолете и в нерабочее время.
- Но ведь губернатор не имеет своего самолета, так же как и правительство области, но он имеет право брать самолет в аренду.
- У нас есть указ президента России "О нормах расходов для федеральных госслужащих на служебные командировки в пределах РФ", где расписано, какому чиновнику каким самолетом, каким поездом какого класса летать или ездить. Но вот летит саратовский рейсовый самолет, а параллельно Аяцков взлетает на другом. Неужели в области такие блестящие дела? Я разговаривал со своим коллегой, который исполняет обязанности прокурора Башкирии, он говорит - наш лидер садится в рейсовый самолет и летит как все. Челябинская область - руководители региона летают рейсовыми самолетами. А насчет аренды - правильно, областное правительство берет самолет в аренду на авиазаводе, которому в свое время задолжали 7 миллионов рублей. Вместо того чтобы отдать эти деньги и помочь заводу рассчитаться с долгами, в том числе и по зарплате. А сколько раз Аяцков летал на вертолете? Можно спорить, что, мол, это было вызвано необходимостью в кратчайшее время облететь максимальное количество районов области во время битвы за урожай. Но вертолет брался и для охоты - а расплачивалась казна.
- Тем не менее Аяцков считает, что все эти и другие обвинения беспочвенны. В частности, претензии в том, что он издавал распоряжение, якобы незаконно устанавливающее льготы Облпотребсоюзу.
- Мы же не говорим, что по этому эпизоду предъявили ему обвинение. Мы говорим, что в рамках возбужденного дела этому распоряжению будет даваться правовая оценка. Будем выяснять, почему оно было издано, с какой целью, кто имел к нему причастность. Думаю, совокупность собранных по этому факту доказательств позволит нам сказать - да, Аяцков издавал это распоряжение с целью предоставить более благоприятные условия для торговых точек Облпотребсоюза, поскольку там работает его брат. Возможно, именно с целью создать бизнесу его брата предпочтительные условия он через парламент области, через правительство протянул явно коррупционные распоряжения.
- Губернатору инкриминируются также нарушения при покупке имущества Саратовского завода резинотехнических изделий.
- Там фигурировала дочь Аяцкова. Она занималась покупкой имущества завода через коммерческие фирмы, которые она возглавляла. По этим фактам идет проверка.
- Еще одно обвинение: губернатор якобы приобрел на имя своей супруги роскошный особняк.
- Мы обвиняем его не в том, что он имеет особняк, а в том, что эти два коттеджа строились на деньги правительства Саратовской области, а затем оказались в собственности его жены.
"Мы отправили спецдонесение Устинову"
- Почему вы завели уголовное дело против главы региона как раз накануне губернаторских выборов?
- Если у нас через год выборы, нельзя, что ли, уголовные дела возбуждать? А если Аяцков завтра человека убьет, вы тоже скажете, что уголовное дело против него связано с выборами?
- Вы обсуждали "дело Аяцкова" с главным оппонентом губернатора и возможным претендентом на его кресло - депутатом Госдумы Вячеславом Володиным?
- Разве Вячеслав Володин руководит прокуратурой России? Или он имеет право давать указания прокурору области? Я думаю, так: если Володин пойдет на выборы губернатора области, то он и без уголовного дела победит Аяцкова как дважды два.
- Но почему именно в момент скандала Володин находился в Саратовской области?
- О том, что Володин находится в области, я узнал из интервью губернатора. А что мешает депутату Госдумы объехать свой округ?
- А с генеральным прокурором Устиновым у вас был разговор по "делу Аяцкова"?
- Всю прошлую неделю генеральный прокурор находился в Америке, поэтому разговора с ним мы не имели. Данное уголовное дело - наработка саратовских правоохранительных органов.
- Но ведь Устинов - ваш давний сослуживец и земляк.
- Да, мы из одного края, вместе работали, но это ни о чем не говорит. И потом у него такая позиция - если мы из одного края, то держитесь подальше от меня, чтобы не упрекали. Конечно, мы уже поставили генпрокурора в курс дела, отправили спецдонесение, в котором кратко изложена фабула обвинения.
- А как складывались ваши личные отношения с Аяцковым? Ведь поначалу все было безоблачно: вместе играли в волейбол, он называл вас "младшим братом"...
- А при чем здесь отношения губернатора и прокурора? Если губернатор нарушает закон, прокурор должен закрывать на это глаза только потому, что играет с ним в волейбол?
"