Для того чтобы понять масштаб будущей борьбы за энергетические ресурсы между Китаем и Японией, нужно всего-навсего обратить внимание на дипломатический конфликт между этими экономическими гигантами, который связан с добычей сибирской нефти.
"Год назад казалось, что Китай обеспечил себе выгодную сделку. Руководство крупнейшей в России нефтедобывающей компании 'ЮКОС' согласилось на то, чтобы отвод нового нефтепровода, который планировалось проложить к востоку от сибирского города Ангарска, проходил через центр китайской нефтеперерабатывающей промышленности - Дацин. По прошествии двенадцати месяцев уже нет никаких сомнений в том, что место китайского города занял тихоокеанский порт Находка, расположенный напротив берегов Японии.
Япония, осторожничая в своих предположениях, отчаянно старается смягчить реакцию на неожиданное изменение планов российского руководства в пользу своих токийских партнеров, настаивая на том, что окончательный вариант соглашения еще далек от завершения. 'Российское правительство пока не определилось с решением', - заявил глава российского представительства Министерства иностранных дел Японии Кунинори Мацуда (Kuninori Matsuda).
И все же можно с уверенностью говорить о том, что ситуация складывается в пользу Японии. В последнее время Токио делал все возможное для того, чтобы укрепить двусторонние отношения с Москвой, пообещав щедрое финансирование, если нефтепровод будет проходить через Находку. Желание японцев прибрать к рукам сибирскую нефть стало еще сильнее в результате политической и экономической нестабильности на Ближнем Востоке, что в значительной степени ускорило поиск альтернативных источников нефтяных поставок.
Огромное значение теперь имеет судьба бывшего главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского, ожидающего суда по обвинениям в мошенничестве и незаконном уклонении от уплаты налогов. Его пребывание в тюрьме делает обещание руководства 'ЮКОСа' Пекину юридически ничтожным.
Некоторые японские чиновники подозревают, что их китайские коллеги затаили на них злобу за то, что они украли из-под их носа выгодный контракт. Что касается мнения российской стороны, то строительство нефтепровода через Находку сулит определенные выгоды с геополитической точки зрения.
В противном случае российскому руководству придется иметь дело с Китаем, чьи быстро развивающиеся и густонаселенные приграничные регионы представляют серьезную угрозу практически безлюдным и экономически слабым районам Восточной Сибири.
Проведя нефтепровод до своего тихоокеанского побережья, Россия сможет снабжать нефтью не только Японию, но и многие другие страны азиатского региона, включая тот же Китай, не останется в обиде и западное побережье Америки. Такой поворот событий позволит России избавиться от торговой зависимости от одной страны.
Хотя с экономической точки зрения строительство нефтепровода через Находку будет представлять определенные трудности.
Длина трубопровода составит приблизительно четыре тысячи километров, что в 2,5 раза длиннее маршрута до Дацина. Резкое повышение стоимости стальных труб будет означать увеличение строительной сметы с первоначальных шести миллиардов долларов США до двенадцати миллиардов. Тем не менее, японские официальные лица говорят о том, что к этим расчетам нельзя относиться со стопроцентной уверенностью: 'Русские не очень аккуратны во всем, что касается цифр и точных расчетов'.
Сторонники проекта в Японии основывают свой анализ на сумме итоговых затрат, не превышающей шесть миллиардов долларов США, и считают, что строительство нефтепровода может оказаться нерентабельным, если эта цифра будет превышена. Многие эксперты опасаются, что стратегическая необходимость иметь несколько источников нефтяных поставок привела к тому, что Япония перестала обращать внимание на экономические характеристики проекта в целом.
'Строительство нефтепровода через Находку напоминает проект советской эпохи времен плановой экономики. На экономические расчеты никто просто не обращал внимание', - считает Пол Коллисон (Paul Collison), ведущий аналитик нефтегазовой промышленности инвестиционного банка 'Brunswick UBS'.
По-прежнему без ответа остается вопрос о размерах нефтяных ресурсов Сибири, территория которой по большому счету до конца исследована не была. Большие сомнения вызывают возможности российских энергетических групп по проведению геологоразведочных операций.
Если Россия все же сделает выбор в пользу Находки, то у Китая есть два пути для того, чтобы хоть как-то сохранить свое лицо. Во-первых, можно построить вспомогательный нефтепровод до Дацина, но такой вариант скорее всего будет отвергнут по экологическим причинам. Во-вторых, невзирая на расходы, азиатский гигант должен значительно усилить железнодорожную инфраструктуру для ведения самостоятельной разведки и разработки новых нефтяных месторождений.
Не обращая внимания на неудачи, Китай все больше углубляется на запад в поисках новых источников энергоресурсов. Несмотря на все протесты России, он уже обеспечил себе присутствие в Казахстане. В настоящее время ведутся переговоры о строительстве трубопровода, который соединял бы две страны.
Россия стремится к тому, чтобы увеличить объем казахского экспорта через свою торговую инфраструктуру, но пока еще не готова сделать свои таможенные тарифы привлекательными для своего партнера, а также признать более высокое качество казахской нефти по сравнению с российскими аналогами. Эти неожиданные препятствия могут привести к тому, что Россия лишится преданного (еще по советским временам) союзника, который начнет искать альтернативные маршруты на востоке и юге.
Разногласия вокруг маршрута нефтепровода пока не вылились в открытый конфликт. Но, безусловно, они самым неблагоприятным образом скажутся на региональном сотрудничестве, которое так необходимо для того, чтобы испытывающий постоянный энергетический голод Китай мог мирно существовать со своими соседями.
'Я считаю, что нам необходима нефтепровод из Восточной Сибири в Азию, но это требует более прочного сотрудничества между Россией, Японией и Китаем, - говорит один из токийских экспертов в области энергетики. - К сожалению, этот первый же проект привел к конфликту между Японией и Китаем. Стратегия российского руководства как раз и заключается в том, чтобы столкнуть лбами двух азиатских гигантов'.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 13 мая 2004, Оригинал публикации: Scramble for oil between Asia's two giants"
14.05.2004
Дэвид Пиллинг (David Pilling) из Токио, 13 мая 2004 (\"The Financial Times\", Великобритания)
- полномочный представитель президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства России, бывший помощник президента РФ, бывший министр природных ресурсов РФ, бывший губернатор Пермской области