"Вокруг Кадырова было полно лизоблюдов, которым он верил"
Экс-кандидат на пост президента Чечни, один из фаворитов президентской гонки осени 2003 года бизнесмен Малик Сайдуллаев рассказал о своем видении развития ситуации в республике после гибели Ахмата Кадырова обозревателю ГАЗЕТЫ Анастасии Матвеевой.
" - Вы будете баллотироваться в президенты Чечни?
- Честно говоря, еще не решил. Я сомневаюсь, что со мной не поступят так же, как на прошлых выборах (тогда Сайдуллаев был снят с предвыборной гонки по решению Верховного суда Чечни за незначительные нарушения в ходе избирательной кампании. - ГАЗЕТА). Если я увижу, что выборы будут честные, я буду выставляться, если нечестные - то нет. Хотя осенью 2003 года нам тоже обещали, что выборы будут честные. Но для меня это не самое важное - приду я в Чечню в качестве президента или не приду. Для меня важно, что я буду принимать активное участие во всех политических и иных мероприятиях, связанных с моей родиной. Если федеральный центр серьезно будет решать проблему Чечни, я включусь в эту работу. А второй раз принимать участие в показухе я, конечно, не буду.
- У вас есть основания полагать, что административное давление в этот раз будет таким же, как и на прошлых выборах?
- Да, у меня есть основания так предполагать, поскольку судьбу Чечни в Кремле решают сейчас те же люди. Почти те же самые, что были тогда.
- Те, что помогали Кадырову стать президентом?
- Да.
- Как, по-вашему, может повести себя федеральный центр - будет ли он ставить на преемника Кадырова, например его сына, или искать новых чеченских лидеров, или вообще изменит политику и найдет 'русского наместника'?
- Если федеральный центр захочет, чтобы война в Чечне продолжалась и чтобы Чечня сохраняла за собой неопределенный статус, т.е. стала картой, которую можно в любой момент разыграть, тогда он будет искать какого-то наместника из числа генералов. Сын Кадырова, конечно, имел бы право принимать участие в выборах по конституции, если бы ему было 35 лет. Но у нас не все решается по конституции, поэтому от центра можно всего ожидать. Я задаюсь таким вопросом: неужели федеральный центр до сих пор не устал от своей близорукости? Все-таки в Чечне нужно строить дальновидную политику. Если федеральный центр не подойдет более трезво к решению проблемы Чечни, то Москва потеряет Чечню как субъект РФ.
- То есть такая угроза все равно сохраняется, несмотря на контртеррористическую операцию и рапорты о ее успехах?
- Контртеррористическая операция только придала этому процессу новый импульс. До этого была стопроцентная возможность сохранить Чечню как субъект Федерации. А контртеррористическая операция отодвинула Чечню от России и дает большие возможности тем силам, которые стараются отделить Чечню.
- Тот факт, что Кадыров так и не назначил выборы в чеченский парламент, - насколько это дестабилизировало ситуацию в республике? Получается, что сейчас там проблемы с легитимной властью, причем не только президентской…
- Парламент нужно было избирать в соответствии с конституцией. Сегодня легитимность вообще всей власти в Чечне под вопросом. Псевдоорганизация, которая называется Госсовет, должна была быть распущена, как только состоялись президентские выборы, и сразу после этого нужно было проводить парламентские выборы. В Чечне нужно строить жесткую вертикаль власти. Потому что там ничего не делается. Всего для беженцев в Грозном стоят только три оштукатуренных дома. Не работает ни водопровод, ни канализация. Только мобильная связь, и то лишь по разрешению. Это хуже, чем жизнь в камере. Люди видят, что все только разворовывается. Чеченские чиновники живут в квартирах в центре Москвы, которые стоят от 300 тыс. до 1,5 млн. долларов. Они ходят с часами 'Ролекс', с золотыми браслетами и брильянтами, в то время как народ Чечни голодает.
- Как эту ситуацию можно изменить?
- Для этого в Москве нужно принимать серьезные решения, чтобы финансовые средства, выделяемые на Чечню, доходили до людей. Ведь для Чечни не нужны очень большие деньги сегодня - главное, чтобы они шли по назначению. Нужно сверху донизу менять всю систему власти в республике. МВД республики должно быть структурировано, и там должны работать специалисты. Нельзя вооружать людей, которые приходят с гор, давать им новое оружие и обмундирование, чтобы они воевали. Если мы возвращаем людей к миру, они должны жить мирно. Нужно дать им образование, а тем, у кого есть профессия, дать работу по профилю. Для тех, кто хочет работать в республике, дел полно. Нельзя допускать до власти в республике того, кто хотел бы нажиться на этом горе, иначе мы будем менять одно жулье на другое.
- Какими качествами должен обладать будущий президент Чечни, чтобы решить стоящие перед ним задачи?
- Этот человек должен быть лоялен к Кремлю и России, поскольку Чечня может когда-нибудь отделиться от России - а это будет, если политика федерального центра не изменится. Но пока это субъект Федерации, чеченский лидер должен сделать все, чтобы народ Чечни не захотел разорвать связь с Россией. Его основная задача - донести до чеченского народа то, что нужно жить в мире. Он не должен ставить себя выше народа, а разделять с ним все плохое и хорошее. Нельзя отстраивать себе дворцы - президент не имеет права жить в роскоши, пока он не даст крыши над головой последнему жителю Чечни. Руководитель республики должен иметь жесткий волевой характер. У него должно хватить силы воли, жесткости и, самое главное, мудрости для того, чтобы народ его полюбил. Если народ примет этого человека, война в Чечне будет закончена.
- Это должен быть обязательно чеченец или возможны другие варианты?
- Если бы Чечня развивалась как демократическое общество, если бы не было этих войн, я бы не считал, что он должен быть именно чеченцем. Но на сегодняшний день, после стольких лет войны, это должен быть чеченец - нельзя оскорблять чеченский народ недоверием. Ведь до сих пор они видели только унижение и недоверие. И в Чечне, и в Москве, когда у них беспрестанно проверяют документы, даже если у них есть регистрация, забирают в отделение и унижают. Этого не должно быть в нормальном обществе.
- Высказывались уже разные версии теракта в Грозном - либо это следствие предательства охраны Кадырова, либо действия боевиков, а Аслан Масхадов считает это делом рук российских спецслужб. Какая версия кажется вам наиболее правдоподобной?
- Недругов у каждого человека достаточно. Желающих убить Кадырова было полно. Но в конечном счете, я считаю, виновато его окружение. Они не обеспечили его безопасность должным образом. Вокруг Кадырова было очень много лизоблюдов - людей, которые ради денег способны на самые грязные вещи. Они вели интриги против него при жизни и были готовы в любую минуту его подставить. А Кадыров им очень верил.
"