В последнее время опять заговорили о транше МВФ в $4,8 млрд., выделенного России в 1998 году перед дефолтом.
"Американские конгрессмены недавно направили госсекретарю Пауэллу письмо с требованием расследовать дело о транше. Тему подхватили российские СМИ. О смутном преддефолтовом времени пишет из заключения и Ходорковский. Почему тема всплыла сейчас? Некоторые связывают ее с якобы снова замаячившей угрозой кризиса. Другие - с общим политическим поражением либералов, среди которых есть те, кого называют виновными в дефолте и финансовых махинациях 90-х.
В 1998 - 1999 годах Генпрокуратура, которую тогда возглавлял Юрий СКУРАТОВ, предпринимала попытки расследовать дела о деньгах МВФ и дефолте. Об этом - беседа с бывшим Генпрокурором.
- Юрий Ильич, так куда подевались деньги, выделенные МВФ в 1998 году?
- Не лишена основания версия о существовании двух траншей, выделенных России МВФ в 1998 году. Первый, $4,7млрд., был перечислен в июле. Мы проводили проверку его расходования. Установили, что в США со счетов Центробанка часть денег была переведена на счета приближенных к российской власти банков, которые «рассчитались за валюту обесценивающимися ГКО». Мы возбудили дело в отношении ряда должностных лиц Центробанка, которым тогда руководил Дубинин. Кремль был взбешен. После моей отставки и. о. Генпрокурора Чайка дело прекратил.
По мнению тогдашнего главы комитета Госдумы по безопасности Илюхина, второй стабилизационный кредит в сумме $4,8 млрд. был выдан России за две с половиной недели до августовского дефолта.
- И что с ним сталось?
- В документах, которые представил Илюхин, был список лиц, связанных с ельцинской «семьей», и сведения о сотнях миллионов долларов, перечисленных на их счета. В списке были Дьяченко, Чубайс, Березовский. Я дал поручение проверить эту информацию. Потом мы собирались направить запросы в правоохранительные органы США.
- Директор МВФ по России на днях заявил в прессе, что документы, представленные Илюхиным, поддельные.
- Я бы не рискнул без детальной проверки так утверждать. На меня документы не произвели впечатления фальшивок. В них была довольно убедительная схема движения средств. Но, конечно, все нужно было проверять. Кстати, МВФ вообще пять лет по этому поводу ни с какими разъяснениями не выступал. Хотя надо было бы расследовать - дело-то громкое.
- Американские конгрессмены написали Пауэллу, что Путин «отказался сотрудничать в рамках расследования и наложил «приостановку» дела».
- Противодействовала «семья», а не Путин. Он не настоял, чтобы дело было доведено до конца. К сожалению. Ведь затрагивался авторитет России.
- Транш - просто «летучий голландец». Но обидно, что Россия вынуждена расплачиваться за такие «фантомы».
- Вообще это большой вопрос, за что расплачивается Россия. Она рассчитывается за первый транш МВФ. Но при Ельцине были заимствования, о которых не знали ни Госдума, ни Совет Федерации. Например, под ельцинские выборы 1996 года брались огромные кредиты. По официальным каналам они не проходили, но Россия их выплачивала. Колоссальные средства.
- Больше этих двух официальных траншей МВФ?
- Цифры почти сопоставимые. Но расчет по этим долгам шел копейка в копейку и вовремя. Потому что, если бы что-то всплыло, разразился скандал. Решения по заимствованиям, в том числе и по траншам МВФ, должна была принимать Госдума. Обошлись без нее.
- Решение о дефолте ведь тоже должна была принимать Дума?
- И Дума, и Совет Федерации, и Совбез. Но решение об этом самом большом позоре России принимали пять человек: Чубайс, Гайдар, Кириенко, Задорнов, Дубинин. Кстати, в довольно веселой атмосфере.
- Ходорковский пишет, что ни в коем случае нельзя было объявлять дефолт, а меры принять еще в феврале 1998 года, когда стало ясно, что к нему идет.
- О неизбежности дефолта стало ясно в декабре 1997-го. Когда средств, получаемых от новых ГКО, стало меньше тех, которые шли на обслуживание старых. Я пытался вынести вопрос на заседание Совбеза. Не дали. Сейчас снова заговорили об угрозе кризиса. Мы от него, увы, не застрахованы. Уроки не извлечены.
- Что вы успели расследовать по дефолту?
- Почему активно раскручивался рынок ГКО, в особенности краткосрочные обязательства (покупаешь ценную бумагу, продаешь через три месяца, навар - до 60 процентов)? Ведь это безумие для государства - выпускать такие бумаги. Но на этом рынке ГКО играли Дьяченко, Чубайс, министр Козырев. Всего 780 высокопоставленных чиновников. Это злоупотребление. У Чубайса были прочные связи с руководством МВФ. На рынке ГКО был и интерес руководства МВФ. Саммерс, экс-министр финансов США, стал совладельцем структуры, играющей на рынке ГКО. Потом в США жуликов заставили вернуть деньги. У нас - нет. И за дефолт никто не ответил. Еще хорошо закончилось - вообще могли разнести страну.
- Как вы думаете, будут ли возобновлены расследования по траншам МВФ и дефолту?
- Думаю, нет.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Юрий СКУРАТОВ родился в 1952 году. В 1995-м стал Генпрокурором России. В 1999 году после сексуального скандала (по ТВ была показана пленка, где с голыми девицами был запечатлен «человек, похожий на Генпрокурора») ушел в отставку.
СКАЗАНО
Директор МВФ от России Алексей МОЖИН:
- Деньги фонда идут либо на пополнение валютных резервов Центрального банка, либо на финансирование дефицита бюджета. Эти деньги как бы растворяются либо в общих валютных резервах ЦБ, либо в общих ресурсах бюджета и после этого уже не могут считаться деньгами фонда. В этом смысле украсть деньги МВФ вообще невозможно.
КСТАТИ
Сейчас уже мало кто помнит, что скандал с «разворованным траншем МВФ» начался с подачи журналиста американской газеты USA Today Джека Келли. Этот бойкий репортер недавно был публично пойман за руку на том, что просто «фабриковал» свои материалы.
Так в статье, опубликованной в августе 1999 года, он утверждал, что высшие американские, британские и российские правоохранительные органы проводили расследование об отмывании денег в особо крупных размерах, организованном окружением Ельцина. Со ссылкой на неназванные источники в материале говорилось о сумме не менее 10 млрд. долларов из кредитов МВФ и о том, что в хищении якобы подозревались пять человек: Татьяна Дьяченко, Анатолий Чубайс, Олег Сосковец, Александр Лившиц, Владимир Потанин. Все это оказалось на поверку выдумкой самого автора.
Семен ШАПКИН.
МНЕНИЕ
Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты России:
- В 1999 году по требованию Госдумы РФ Счетная палата провела специальную проверку, касающуюся судьбы выделенного нашей стране транша МВФ. Результаты таковы: один миллиард долларов пошел непосредственно в Министерство финансов, остальное - в Центробанк для поддержания курса рубля по отношению к доллару. Это же подтвердила и проверка, которая проводилась по запросу МВФ. То есть, если говорить об этом транше, что называется, без политики и нагнетания страстей, - деньги не были разворованы. Но, к сожалению, они и не помогли - абсолютно! - в той ситуации удержать курс рубля - ввиду экономической политики, проводимой тогда российским правительством, и за эти деньги нам приходится сегодня расплачиваться.
Александр ГАМОВ.
"
05.05.2004
Александр ГАМОВ, Лариса КАФТАН Комсомольская правда