"В течение ближайшего месяца петербургские парламентарии должны разобраться с численностью Законодательного Собрания следующего созыва.
Может показаться, что эта тема (сколько именно депутатов изберут весной 2007-го - 50 или 100) важна и интересна лишь для самих народных избранников и членов их семей. Однако cтруктурная перестройка местного парламента самым принципиальным образом скажется на всем укладе городской политической действительности. И уже сегодня, а не в далеком 2007-м.
В том, что исполнительная власть продавит норму о 50 депутатах, сегодня уже мало кто сомневается. Значит, ровно половина сегодняшних народных избранников окажется перед перспективой поиска места следующего трудоустройства. Фамилии потенциальных безработных можно предположить уже сейчас, ибо известно, на какой методике «перенарезки» округов остановились в Смольном.
Напомним, что летом 2002 года, накануне вступления в силу федерального закона «О гарантиях избирательных прав», появилась информация, что уже ЗакС нынешнего, 3-го, созыва будет избираться по смешанной системе. Немедленно стали обсуждать и варианты укрупнения избирательных округов. Тогда была выбрана простая схема: сливать округа ближайших соседей.
Сегодня же решено пойти иным путем: предполагается не только механическое объединение, но и дробление округов «ненужных» депутатов между парламентариями, лояльными Смольному.
Простые слияния наиболее вероятны для окраинных округов с большими территориями (например, два традиционно «левых» округа - 18-й и 19-й - планируется просто объединить в пользу нынешнего депутата Олега Корякина). Реальная же перенарезка предстоит центральным внутригородским округам.
К примеру, в окружении очень невыгодных соседей оказалась «яблочница» Наталия Евдокимова (34-й округ). С ее «вотчиной» граничат 38-й округ Константина Серова («ЕдРо»), 47-й округ Игоря Михайлова (главы комитета по законодательству), 37-й округ Игоря Матвеева («ЕдРо») и 35-й округ Андрея Ловягина («ЕдРо»). Ожидается поэтому, что округ Евдокимовой разделят между этими парламентариями.
Еще проще ситуация с 26-м округом, в котором депутатствует член СПС Юрий Гладков: его округ могут просто «распилить» пополам между Андреем Никитиным (42-й округ) и Станиславом Зыбиным (27-й округ).
Что останется парламентариям-неудачникам? Чтобы сохраниться в политике, у них есть три основных пути. Первый - встроиться в одну из ведущих петербургских партий и закрепиться на проходном месте в ее списке. Но вряд ли стоит объяснять, что на эти места уже давно занята очередь, состоящая из партийных активистов и приближенных бизнесменов. Из слабоокученных партий, имеющих в Петербурге хоть какой-то рейтинг, осталась разве что ЛДПР (отсюда, кстати, и недавние попытки заксовской фракции Дениса Волчека переименоваться в «либерал-демократов»). Но понятно, что всех желающих в «жириновцы» не возьмут.
Второй путь - подыскать себе какую-нибудь статусную синекуру. В запасе есть несколько вакантных кресел: городского омбудсмана (считается, что оно уже обещано Ватаняру Ягье), секретаря Петербурга, председателя Контрольно-счетной палаты (полномочия Дмитрия Буренина истекают в следующем году). Стоит ожидать и создания нескольких новых вакансий - скажем, «освобожденного» представителя ЗакСа по международным делам.
Но и этих кресел на всех не хватит. Похоже, у потенциально безработных народных избранников остается единственный путь: податься в муниципальные лидеры. Разумеется, речь не идет о муниципалах в их нынешнем виде - бесправных и совершенно невлиятельных.
В загашнике ЗакСа остается проект муниципальной реформы, которую пытаются продавить городские либералы. В случае ее реализации, «новые муниципалитеты» будут формироваться уже на районном уровне, туда же переведут и ряд источников бюджетного финансирования (исходя из проекта Дмитрия Козака, до 25% городской налогооблагаемой базы).
К тому же работа «районными лидерами» выглядит истинным призванием многих наших парламентариев. Ведь, как мы уже неоднократно объясняли, за последние годы они далеко продвинулись на пути превращения в ассамблею бюджетных феодалов, заинтересованных не в решении общегородских проблем, а в растаскивании бюджетных денег по «собственным» наделам-округам. Громогласно утверждая, что средства собственных «коллективных поправок» направляются исключительно на нужды «своих» избирательных округов, депутаты даже не задумывались, что тем самым они явно подменяют собой органы местного самоуправления.
Теперь же, похоже, суждено восторжествовать справедливости: нашим заксовцам, которые являются муниципальными лидерами по сути, предстоит стать таковыми по факту. И, возможно, именно в этом шанс для петербургской системы местного самоуправления, о необходимости обустройства которой все городские политики рассуждают на протяжении последнего десятилетия."