"В Мещанском суде Москвы вчера начались предварительные слушания по делу главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, арест которого летом прошлого года положил начало всей криминальной эпопее ЮКОСа. Таким образом, начался главный этап этого дела - «открытый и состязательный процесс», который в конце прошлого года обещали взбудораженным общественности, бизнесменам и политикам президент Владимир Путин и генпрокурор Владимир Устинов.
Очевидно, что фигура Михаила Ходорковского, тоже дожидающегося суда в заключении, намного более "политическая" по сравнению с фигурой г-на Лебедева. Поэтому финал именно начавшегося вчера процесса расставит все точки над «i» в многочисленных вопросах последних месяцев: что именно хочет власть от акционеров крупнейшей нефтяной компании страны, насколько жестко она намерена их наказать и что вообще потом станет с самим ЮКОСом. Также очевидно, что исход этого процесса будет иметь принципиальное значение для всего делового и политического сообщества России. По сути, приговор Платону Лебедеву негласно разъяснит новые правила взаимоотношений между бизнесом и властью.
Платон Лебедев - не первый соратник Михаила Ходорковского, который дождался суда. В феврале тот же Мещанский суд уже вынес приговор бывшему главе компании «ЮКОС-Москва» Василию Шахновскому. Он был частично признан виновным и остался на свободе, хотя показателем это стать не могло. Г-на Шахновского обвиняли во всей эпопее ЮКОСа как бы «попутно», всего по двум «нетяжким» статьям УК РФ - в подделке документов и неуплате налогов. И на его примере, судя по всему, стороны обвинения и защиты просто «обкатали» свои процессуальные действия и «модели» поведения, заготовленные для основных судебных баталий. Г-ну Лебедеву вменяют 7 куда более тяжких обвинений, причем сумма нанесенного им ущерба исчисляется сотнями миллионов долларов.
Хотя г-н Лебедев и стал вчера официально подсудимым, сам процесс с линии старта практически не сдвинулся. Предварительные слушания - мероприятие сугубо техническое. В их ходе стороны - подсудимый, адвокаты и прокурор -- вместе с судьей в закрытом режиме решают вопросы о подаче ходатайств, о порядке рассмотрения дела по существу (каких свидетелей и когда вызывать и т. д.), сверяют по формальным признакам (наличие всех подписей, правильное написание фамилий и т. д.) соответствие закону материалов дела. Поэтому пока еще не стало ясно, насколько действительно «открытым и состязательным» обещает стать процесс над Платоном Лебедевым. Учитывая, что размеры зала, где работает судья Ирина Колесникова, которой поручено вести дело (она же вела дело Василия Шахновского), довольно скромны, сразу стало ясно, что, к примеру, всех желающих журналистов он вместить не сможет по определению. Вопрос, в каком режиме проводить разбирательство дела по существу - закрытом или открытом - решается как раз на предварительных слушаниях. Но вчера стороны обсудить это еще не успели.
Около полудня, когда журналисты начали собираться под моросящим дождем у здания Мещанского суда в ожидании начала предварительных слушаний, их встречали две насквозь продрогшие девушки -- активистки правозащитного фонда «Справедливость». Они уже повсюду расклеили небольшие портреты г-на Лебедева, зеленые и желтые воздушные шарики и небольшие плакатики с поэтическими лозунгами: «Не может вера быть напрасной -- суд справедливый, беспристрастный», «Фемида, взвесив дела суть, его не сможет упрекнуть», «Дело ЮКОСа халтура, автор - Генпрокуратура». Помочь судебным приставам по обеспечению порядка в судах охранять главу МЕНАТЕПа от журналистов или его возможных сообщников прибыл отряд спецназовцев Минюста в количестве семи человек. Пока Лебедева не доставили в зал заседания, в суд никого не пускали, а когда наконец пустили, то тщательно проверили документы и сумки «в целях обеспечения безопасности». Сам глава МЕНАТЕПа был проведен в здание суда через задний двор. Видео- и фотосъемку в здании запретили. Журналистов оттеснили от кабинета Ирины Колесниковой на несколько метров, а у двери «ее чести» замер попеременно сменяющийся почетный караул из двух бойцов спецназа. Во время перерывов Лебедева быстро проводили по коридору в конвойную, и общаться с посторонними у него возможности не было. Внешне арестант заметно похудел и выглядел бледным, но держался спокойно.
Глава МЕНАТЕПа был арестован 2 июля. Генпрокуратура предъявила ему обвинение по семи статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе в хищении путем мошенничества 20% акций ОАО «Апатит», причинении имущественного ущерба государству, уклонении от уплаты налогов, неисполнении судебного решения, присвоении и растрате. Несмотря на все попытки команды адвокатов г-на Лебедева оспорить арест в судебном порядке, меру пресечения так и не изменили. Следствие было завершено быстро, и уже 25 августа прошлого года господин Лебедев приступил к изучению 163 томов уголовного дела. Поскольку глава МЕНАТЕПа не спешил, а кропотливо и вдумчиво изучал «произведение» следователей, терпение Генпрокуратуры лопнуло, и по ее ходатайству Басманный суд 5 марта ограничил срок ознакомления с материалами 25 марта. Позднее законность этого решения подтвердил и Мосгорсуд.
Вчера защита заявила ходатайство о немедленном освобождении Лебедева из-под стражи. «Следствие завершилось, и Лебедев от Генпрокуратуры попал под опеку суда, который теперь обязан выносить мотивированные решения о сохранении либо изменении меры пресечения, -- заявила один из адвокатов г-на Лебедева Елена Липцер. -- С 30 марта, с момента передачи дела в суд таких решений не выносилось, а потому Лебедева содержат под стражей незаконно». Свою позицию вчера адвокаты подкрепили решением Европейского Суда по правам человека по аналогичному делу «Барановский против Польши». Тогда суд признал, что в случае с Барановским была нарушена Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а именно статья 5 - право на свободу и личную неприкосновенность. Вскоре после вынесения этого решения в УПК Польши были внесены изменения. Вчера же адвокатам обвиняемых по делу ЮКОСа пришел ответ из Европеского Суда, в котором удовлетворяется их просьба о приоритетном рассмотрении жалоб Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Алексея Пичугина о незаконном и необоснованном содержании их под стражей. Рассмотрение жалоб вне порядка общей очереди в том числе мотивировалось плохим состоянием здоровья узников.
Но гособвинителя Дмитрия Шохина Страсбургским Судом запугать не удалось. Он просил суд отклонить ходатайство об освобождении по уже хорошо известным мотивам. Во-первых, Платон Лебедев обвиняется в совершении тяжких преступление. Во-вторых, совершал он эти преступления в течение длительного времени и в составе организованной группы, многие члены которой до сих пор скрываются от следствия. В-третьих, Лебедев -- счастливый обладатель загранпаспорта и широких связей за границей, и, находясь на свободе, может покинуть родину. В-четвертых, под его финансовым влиянием находится люди, которые могут помочь Лебедеву скрыться от следствия.
Аргументы господина Шохина в глазах судьи Колесниковой оказались явно весомее аргументов защиты, и ходатайство об освобождении было отклонено. Тем не менее, Елена Липцер намерена завтра еще раз его заявить. Письмо из Европейского Суда придало ей уверенности.
Подсудимый Лебедев, в свою очередь, заявил ходатайство о направлении дела обратно в прокуратуру для пересоставления обвинительного заключения, потому что двое из его адвокатов не успели поставить на нем свою подпись. Процессуальная процедура требует исправления подобных недочетов только в прокуратуре. Суд удалился на совещание. А поскольку солнце уже клонилось к закату, то г-жа Колесникова, объявила перерыв. Свое решение по поводу ходатайства Платона Лебедева она вынесет сегодня.