"На 2003 год приходится самый пик выплат по внешнему долгу России. Страна должна будет перевести кредиторам в общей сложности около 19 млрд. долл. А трудности начнутся уже в 2002 году, когда выплаты составят 14 млрд. долл.
Полностью сумму в 14 млрд. долларов правительство в бюджет включить не смогло. Разница между бюджетными назначениями и суммами выплат оценивается не менее чем в 2 млрд. долларов, а может быть, и больше, так как из-за либерализации налогового законодательства и неустойчивой динамики цен на нефть доходная часть бюджета, особенно профицитная часть, может быть не исполнена. Конечно, речи о дефолте пока нет, министр финансов твердо заверил, что Россия будет строго выполнять свои обязательства перед кредиторами, но в связи с этим государству придется изыскивать дополнительные средства.
Откуда правительство будет брать недостающие финансовые ресурсы, в общем-то, известно - часть предполагается занять на внешнем рынке, часть планируется получить от распродажи наиболее ликвидных государственных акций предприятий, а в качестве последнего резерва попробует "убедить" своих наиболее богатых граждан в том, что в трудную годину "отчизне требуется помощь", например, деньгами или очень долгосрочными и почти беспроцентными кредитами.
Поскольку практически все крупные собственники получили свои доли "общенародной собственности" с грубыми нарушениями законодательства, то, если перед угрозой суверенного дефолта родина скажет своим богатым гражданам, что "надо делиться", эти граждане будут делиться, никуда не денутся. Ведь жить и делать бизнес им в России. Генеральная прокуратура регулярно возбуждает дела против наиболее знаменитых компаний, как бы напоминая их владельцам - "не забывайтесь". Наблюдая, с каким энтузиазмом олигархи делают взносы в указанные властями фонды и участвуют в проправительственных политобразованиях, нетрудно сделать вывод, что намеки властей воспринимаются ими вполне адекватно.
В свете всех этих прогнозов неудивительно появление весьма симптоматичных слухов о том, что кое-кто не хочет впрягаться в общую упряжку и помогать своему государству в тяжком бремени исполнения долговых обязательств. Так, стало известно, что Михаил Фридман, руководитель одного из наиболее влиятельных российских финансово-промышленных холдингов "Альфа-групп", решил увильнуть от грядущего выполнения своего финансового патриотического дол га.
Есть все основания предполагать, что Фридман намерен к концу 2002 года, то есть до пика выплат по долгам, продать все принадлежащие ему активы в России и СНГ Причем можно считать, что к фактической продаже олигарх уже приступил традиционным русским способом - залезая в невозвратные долги.
Аналитики с недоумением наблюдают, как "Альфа-групп" набирает все больше и больше кредитов. Так, голландский банк АВNАМRO в начале этого года выдал ТН К два кредита в общей сложности в 900 млн. долл., Deutsche Bank - 250 млн. долл., банк WestLB кредитную линию для "ТНК-Украина" в размере 75 млн. долл. В прошлом году Эксимбанк выдал гарантии на привлечение 672 млн. долл., Сбербанк выдал кредит на 500 млн. долл., и это не все последние крупные кредиты, полученные группой, а надо учесть еще векселя и облигации, которые выпускаются самой ТНК. Общая сумма задолженности группы оценивается не менее чем в 1,5 млрд. долларов, а верхние оценки доходят до 4 млрд. Долларов.
Официально все кредиты берутся через Тюменскую нефтяную компанию на ее же собственную модернизацию, но, сколько направляется на модернизацию, а сколько на другие цели, не знает никто. Баланс доходов и расходов группы есть великая тайна, впрочем, по оценкам, доходы группы никак не могут покрыть набранных кредитов, разница не менее чем в два раза. Интересно, что "Альфа-банк" для получения кредитов не используется. Он выполняет скорее функции расчетно-кассового центра "Альфа-групп" и уже полуофициально выставлен на продажу за 700 млн. долл. Так что когда наступит "час истины", крайними окажутся высшие менеджеры ТНК, которым предстоит объясняться, каким образом сумма кредитов превосходит сумму активов и доходов. По некоторым признакам, часть имущества ТНК заложена чуть ли не два-три раза под разные кредиты.
Одновременно руководство ТНК серьезно озабочено сдерживанием растущих затрат. Большинство скважин компании функционирует долгое время и требует серьезных инвестиций. Издержки производства оцениваются руководством ТН К в 3,2 млрд. долларов. Более того, к концу 2002 года по самым оптимистичным прогнозам они составят 4,6 млрд. долл.
На фоне этой неблагоприятной ситуации в компании, приносящей главную прибыль группе, четко прослеживается вторая тенденция. "Альфа-групп" в течение 2000-2001 годов скупает значительные ликвидные активы в нефтяной отрасли России и Украины и запускает дорогостоящие проекты. При этом затраты на приобретение превосходят собственные доходы "Альфа-групп" в несколько раз. За ОНАКО было заплачено 1,08 млрд. долл., за блокирующий пакет акций Golden Telecom - 110 млн. долл. За покупку блокирующего пакета "Вымпел Кома" и "Вымпелком-региона" заплачено 220 млн. долл., покупка СИДАНКО у "Интерроса" обошлась в не менее чем миллиард долл.
В июле 2000 года компания купила примерно 67% акций лисичанского НПЗ, самого большого и современного завода на Украине. В этой стране был запущен проект по постройке 600 автозаправочных станций стоимостью не менее чем миллиард долларов. Кроме того, "Альфа-групп" планирует участвовать в тендере по продаже 62,99% акций крупнейшего нефтяного концерна Unipetrol в Чехии. Не исключено, что за покупкой "Росгосстраха" также стоит "Альфа".
Таким образом, прослеживается весьма четкая схема - через ТНК набираются финансовые средства, которые идут на покупку наиболее ликвидных активов в России и на Украине. Такие приобретения и инвестиционные проекты явно не согласуются с острой нехваткой средств у самой "Альфагрупп". Это говорит о том, что либо Фридман приведет в ближайшем будущем "Альфа-групп" к банкротству, либо в этом же ближайшем будущем он собирается продать приобретенные активы. В любом случае "патриотический долг" перед государством исполнен не будет.
Скупка активов профильных предприятий с целью формирования холдингов и перепродажи их за значительно большую цену является фирменной стратегией Михаила Фридмана. Но в связи с последними событиями в мире олигарх может не успеть провести свой план в жизнь до конца 2002 года, когда государство начнет испытывать нехватку средств для выплат по внешним долгам. Тогда мы сможем наблюдать интереснейшую схватку за наследство "Альфагрупп" между кредиторами, государством и потенциальными инвесторами. Наилучшие шансы априори имеет государство, как самый мощный игрок, в арсенале которого несколько джокеров - от Генпрокуратуры до президентских указов. Пострадавшими в неравной битве окажутся недальновидные кредиторы и потенциальные инвесторы, среди которых чаще всего называют компанию "Бритиш петролеум", мечтающую приобрести нефтяные активы в России и на Украине.
В любом случае к концу 2002 года весьма вероятно новое российское рождение "Бритиш петролеум" как полноправного игрока российского нефтяного рынка. Это принципиально изменит ситуацию, так как, во-первых, конкурировать с транснациональной "Бритиш петролеум" отечественным компаниям будет значительно сложнее, а во-вторых, в трудное для страны время прибыль от продажи нефти будет уходить за границу, ведь государству куда труднее договориться с этим международным монстром, чем с собственными богатыми гражданами. Еще более непредсказуемым будет неожиданный приход БП на украинский рынок, где "ТНК-Украина" контролирует треть переработки нефти и сбыта нефтепродуктов.
Второй аспект проблемы в следующем. По слухам - прибыль от продажи всех активов "Альфагрупп" пойдет Фридману, а на ТН К повиснут иностранные долги. Руководству Тюменской нефтяной компании придется объясняться перед западными кредиторами на тему "Куда ушли наши деньги, и как вы их собираетесь возвращать". Причем под удар будет поставлен весь российский бизнес и привлечение инвестиций, так как встанет вопрос о целевом использовании средств. Ведь, к примеру, американские кредиты для ТНК брал Петр Авен, сопровождавший Владимира Путина в США и использовавший имидж президента для получения кредита.
Есть еще одно соображение. Примеру Фридмана могут последовать и остальные крупные игроки российского бизнеса, продав свои активы иностранным компаниям до 2003 года. Ведь если в 2003 году произойдет дефолт, то рыночная стоимость наших компаний значительно упадет. Так почему же сейчас, на пике спроса, и не продать свой бизнес? А на вырученные средства заняться бизнесом в какой-нибудь из арабских стран. По имеющейся информации, Фридман уже провел переговоры об участии в подобном международном нефтяном консорциуме.
Остается надеяться, что Владимиру Путину известны намерения Фридмана. "