Несколько дней назад в Гатчине была убита чемпионка России по самолетному спорту, директор Гатчинского аэроклуба Галина Чекирда. Жестокое убийство Галины стало второй по счету трагедией в семье Чекирды. Три года назад ее муж Владимир пострадал в авиакатастрофе и на всю жизнь остался инвалидом. Люди, хорошо знающие Галину и Владимира, связывают несчастья в их семье с Гатчинским аэроклубом...
Три гвоздики в хозяйственной сумке
Будущий убийца поджидал Галину Чекирду возле офиса Гатчинского аэроклуба на Рощинской улице больше полутора часов. Обычно Галина Владимировна приходила на работу к 9.00, но в тот день была вынуждена задержаться. Когда до дверей клуба оставалось порядка 10-15 шагов, сзади Чекирду нагнал мужчина с матерчатой сумкой в руках. Из сумки торчали три красные гвоздики... Неизвестный несколько раз ударил женщину по голове, после чего скрылся. По словам одного из очевидцев, мужчина бил Галину Владимировну сумкой, по словам другого - хлестал букетом.
Галина Чекирда получила две рубленые раны головы, в том числе перелом основания черепа, от чего моментально скончалась. Сотрудники милиции предполагают, что убийца мог нанести удары директору аэроклуба монтировкой или же каким-то другим тупым тяжелым предметом, имеющим грани, например кирпичом. Предмет этот находился... в букете.
Убийца похитил у Чекирды дамскую сумочку, в которой находились ключи от всех помещений офиса, небольшая сумма наличных денег, личные документы, а также документы, относящиеся к деятельности фирмы. Однако, насколько нам известно, версия грабежа по этому делу практически не рассматривается. Что же касается других...
В день гибели Галина Чекирда ехала на работу из Войсковицкого отделения милиции, где она давала объяснения по касающемуся ее делу. Бывший командир парашютного звена Гатчинского аэроклуба Василий Куприянов накануне подал в милицию заявление о том, что Чекирда вымогала у него деньги. По объяснениям Чекирды, Куприянов держал на аэродроме свой самолет на арендуемом им участке площади, но аренду и охрану не оплачивал. Директор аэроклуба требовала заплатить, но Куприянов отказался, сказав, что не считает себя должником, и вместо этого написал заявление.
Галину Чекирду убили спустя примерно полчаса после этого визита. Но, несмотря на такое любопытное временное совпадение, нам представляется маловероятным, что к убийству ее мог быть причастен Куприянов. Если у него и были какие-то проблемы во взаимоотношениях с Чекирдой, то он их решил, обратившись в правоохранительные органы.
Однако данный инцидент, возникший на почве денег, позволяет предположить, что между клиентами клуба и руководством существовали конфликты финансового порядка, которые они даже не могли решить самостоятельно. С уверенностью об этом говорить пока рано. В настоящее время в негосударственном образовательном учреждении «Гатчинский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО» проводит проверку ОБЭП. Аэроклуб закрыт.
Сколько шагов от ссоры до убийства?
Сотрудникам Гатчинского аэроклуба известен еще один конфликт Галины Чекирды. Осенью 2001 года временно исполняющим обязанности директора клуба был назначен Владимир Гоголев. Он сменил на этом посту мужа Галины Владимировны - Владимира Чекирду, пострадавшего в результате авиакатастрофы и ставшего инвалидом. За время своего недолгого руководства Гоголев успел принять несколько кадровых решений. В частности, он принял на работу - на должность общественного буксировщика и начальника радиосвязи - некоего Николая Лысенко. Когда Галина Чекирда сменила Гоголева, она оставила Лысенко на прежних должностях. Отношения между ними были нормальными - до того момента, пока Лысенко не попал под подозрение в краже горюче-смазочных материалов. По слухам, он утащил с территории клуба бочку с ГСМ емкостью около 800 литров. Чекирда пригрозила Лысенко уголовным делом, говорят, он огрызался и похищенное не возвращал. Не исключено, что Галина Владимировна действительно собиралась обратиться в милицию по этому поводу. Но не успела.
Впрочем, люди, хорошо знавшие Галину Чекирду, характеризуют ее как женщину резкую, отличавшуюся нравом жестким и неуступчивым. Не исключено, что у нее могли возникнуть и другие разногласия, например с кем-то из состоятельных клиентов клуба.
Гатчинский аэроклуб на сегодняшний день весьма незначительно финансируется Министерством обороны: 17 тысяч рублей в месяц. Остальные доходы спортивная организация извлекает из коммерческой деятельности, контроль которой и был основной задачей Чекирды. Главным образом клуб зарабатывает на прыжках с парашютом. Официально в прошлом сезоне было совершено 4000 прыжков, каждый стоимостью порядка 500 рублей. Однако, по неподтвержденным (до окончания проверки ОБЭПом) данным, прыгали парашютисты чаще. Деньги у желающих прыгнуть брали, а документы не оформляли, кому они нужны?.. Возвращаясь к разговору об источниках дохода: на аэродроме клуба в Никольском часто проходят учения различных военно-спортивных школ и клубов, которые за это тоже платят. Кроме того, Гатчинский АТСК сдает площади в аренду. По всей видимости (вспоминая странный инцидент с Куприяновым), тоже на разных условиях.
Есть еще одна версия убийства Галины Чекирды, которую рассматривают оперативники. Не исключено, что кто-то положил глаз на площади в Никольском - здешний аэродром хотя и принадлежит государству, но находится в оперативном управлении Гатчинского аэроклуба. По словам одного из руководителей РОСТО, сейчас ходят слухи о том, что в ближайшее время Министерство обороны откажется от аэродрома в Никольском (как площадка он военными не эксплуатируется и соответственно им не нужен). В петербургском РОСТО всерьез опасаются, что аэродром в Никольском уйдет под коттеджи для состоятельных людей.
Однако, размышляя над тем, кому аэродром наиболее выгоден и кому проще всех до него добраться, можно прийти к совершенно неожиданным выводам.
Прерванный полет
17 августа 2001 года в районе аэродрома Лисий Нос (Горская), принадлежащего Санкт-Петербургскому аэроклубу РОСТО, разбился одноместный спортивный самолет «Як-55». Управлял самолетом Владимир Чекирда, тогдашний директор Гатчинского аэроклуба, муж Галины Чекирды. В момент падения «Як-55» находился на высоте 70-80 метров от земли и двигался со скоростью около 200 м/с. Владимир Чекирда в результате авиакатастрофы получил серьезную черепно-мозговую травму и множественные переломы. Спустя три месяца он выписался из больницы, оставшись инвалидом на всю жизнь.
Спустя почти четыре месяца, в конце октября 2001 года, комиссия (в состав ее входили председатель Совета Межрегиональной организации РОСТО по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вячеслав Ирзак, его заместитель Сергей Пашков, представители авиатранспортной прокуратуры) завершила расследование причин авиакатастрофы. По словам Сергея Пашкова, самолет разбился по вине пилота начальника Гатчинского аэроклуба Владимира Чекирды, который не справился с управлением. Однако специалисты и бывшие коллеги Чекирды этому не поверили. По их мнению, для того чтобы на такой низкой высоте развернуть машину на 180 градусов, необходимо именно умение. Если бы двигатель в самолете Чекирды встал на несколько минут позже, самолет мог упасть в залив и тогда никаких шансов выжить у Владимира бы не было. Насколько нам известно, супруга Чекирды - Галина - считала, что аварию ее мужу подстроили, и даже пыталась провести собственное расследование.
Какие основания у нее были так считать? По словам знакомых Владимира Чекирды, у него не складывались отношения с Вячеславом Ирзаком, его заместителем Сергеем Пашковым (а именно они входили в состав комиссии), а также с начальником Санкт-Петербургского аэроклуба РОСТО Евгением Полозовым. Напомним: как раз на аэродроме, принадлежащем данному-аэроклубу, и потерпел крушение самолет Чекирды.
Может быть, Галина Чекирда знала что-то еще.
Почему она думала, что аварию ее мужу могли подстроить? Со слов сотрудников Гатчинского авиаклуба, на месте директора Гатчинского АТСК Владимира Чекирды хотели видеть другого человека. Кого? По одному из мнений, Евгения Полозова. Если сейчас на место Галины Чекирды назначат этого человека, у сотрудников клуба отпадут последние сомнения.
По информации, опубликованной на сайте Гатчинского аэроклуба, в январе 2002 года (спустя некоторое время после ухода с поста директора Владимира Чекирды) парашютное звено Гатчинского АТСК в полном составе подало заявления о своем уходе по собственному желанию. Командир звена Владимир Подольский заявил, что их «выдавливают» из клуба. А подоплекой выдавливания служит «давнее желание функционеров РОСТО уничтожить Гатчинский аэроклуб как отдельное подразделение и переподчинить его Санкт-Петербургскому аэроклубу, сделав его фактически филиалом Лисьего Носа. Конечная их цель - развалив один клуб, получить доступ к ресурсам другого, сделав его очередной кормушкой».
Галина Владимировна Черкирда родилась 21 марта 1955 года в поселке Пушное Выборгского района Ленинградской области. В 1974 году закончила техникум ЛТАПиА по специальности «авиационные приборы». Устроилась техником на НПО «Техприбор», затем техником в авиационно-технический спортклуб при ЛГМИ, затем в Ленинградский аэроклуб. В 1983 году заочно окончила Московский институт инженеров государственной авиации. Затем работала в НПО «Ленинец» - сначала техником, затем инженером. С 1990 по 1998 год проходила службу в Вооруженных Силах РФ. С 1998 по 1999 год работала в Санкт-Петербургском аэроклубе летчиком-инструктором. В октябре 1999 года была переведена на работу в Гатчинский аэроклуб. В марте 2003 года Галина Чекирда была назначена директором Гатчинского АТСК.
В 1995 году Галина Чекирда стала чемпионкой России по самолетному спорту на сложном пилотаже. В 1996 году на тех же общероссийских соревнованиях по сложному пилотажу она получила серебряную награду. Ежегодно на чемпионате России по самолетному спорту Галина Чекирда входила в четверку победителей."