В столице Коми состоялся альянс власти с профашистски настроенной газетой
"Кажется, демократия, о которой так долго говорили некоторые бывшие большевики, благополучно завершилась. Или завершается. В отдельно взятой Республике Коми. Дело в том, что некто Рейнгольд Иванович Бихерт, в недавние советские времена возглавлявший партийную организацию, а заодно и отдел партийной жизни обкомовской газеты «Красное знамя», но не сумевший отстоять страну от наступления демократии, решил взять реванш и очистить всю прессу от скверны посредством создания республиканской комиссии по журналистской этике. Сделать это тем проще, что сегодня вышеупомянутый партайгеноссе в отставке возглавляет Коми союз журналистов.
Прорицатель Подлузский
Короче, журналисты республиканских газет в панике, поскольку критерии, по которым будут очищаться «партийные ряды», пока неведомы. Мало ли чего взбредет в голову Бихерту. Власть в лице Главы республики Владимира Торлопова, как ей и положено, помалкивает. Видимо, идея очищения рядов ей не чужда. Народ, как ему и предписал Пушкин, тоже безмолвствует. Некоторые, правда, пытаются протестовать и говорить об очередном наступлении на демократию. Но это меньшинство. А меньшинство, как известно, всегда не право. Тем более в этом случае. Потому что, как выясняется, речь идет совсем не о наступлении на демократию. Все гораздо тоньше.
Началось с того, что Рейнгольд Иванович Бихерт, с одобрения Главы Коми Торлопова, передал бразды правления основанной им газеты «Экспресс-Неделя» Владимиру Подлузскому, а сам сосредоточился на обязанностях генерального директора акционерного издательства «БРИС» и управлении республиканской журналистской организацией. Подлузский же, в свою очередь, человек уникальный. Потому что, при каком бы редакционном дворе он не появлялся, его через некоторое время, по свидетельствам коллег, непременно изгоняли за пьянство. Впрочем, как выяснится дальше, Подлузский еще и «великий русский поэт», косящий под второго Есенина, а значит, пить ему как бы на роду написано.
Однако пить-то он пьет, но про закуску не забывает. На «закусь» придворный редактор решил искоренить все непослушные издания в республике. В его газете одно за другим стали появляться редакционные заявления такого, например, типа: «Наша газета ныне в центре внимания ведущих политиков и бизнесменов республики. Мы быстро заняли нишу ослабевших, еще вчера популярных газет и уверенно, глубже их вспахиваем информационное поле, интересное элите. Со страниц Экспресс-Недели умный и богатый читатель узнает самые точные деловые прогнозы, помогающие ему вкладывать деньги в перспективные проекты и личности».
Уж не знаю, как насчет проектов, но то, что Подлузский знает, в какую именно личность вкладывать деньги, мы еще поймем. А пока протеже блюстителя журналистской этики, пользуясь терминологией, позаимствованной где-то в Коми-тайге, кликушествует: «Рвите мою газету из рук! Завидуйте тем, кто уже прочитал и прозрел, благодаря силе слова ЭН! Если вы не читаете Экспресс, значит вы не умный и, что самое страшное, не богатый». Ну, с богатыми в Коми, действительно, проблема. Это если иметь в виду обычных граждан. Но обзывать их сразу дураками могут, по всей видимости, только издания глубоко этичные.
Впрочем, не в этом дело. Через некоторое время стало совершенно ясно, какие именно причины подвигли отцов «Экспресс-Недели» инициировать введение цензуры. Через нее пошел довольно грязный поток сливной информации, газета стала баловаться странными прогнозами а-ля Павел Глоба, только гораздо круче и целенаправленней: «Через три месяца исполнится все, что недавно казалось блефом. Кадровые перестановки во властных кабинетах произойдут почти по сценариям Экспресс-Недели. Нам известна судьба банков, монополий, крупных холдингов. Или такое: Уже зимой можно ждать освобождения от должности министра В. Бибикова и назначения туда сосногорского градоначальника В. Стромцова. На пенсию может уйти министр по социальным вопросам Л. Жукова, а заменит ее сегодняшний депутат Г. Кравченко. Грустная доля, как явствует из надежных источников, ждет шефов спорта и печати».
Не зря говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Подлузский проболтался прямо на страницах газеты: «Меня и моих коллег охотно приглашают на чашку чая самые известные люди республики Если бы мы печатали только пять процентов сброшенных новостей, то наш бы тираж вырос минимум втрое. Мы же публикуем приблизительно один процент». Кто именно «сбрасывает» Подлузскому так называемые новости неведомо, но из номера в номер рефреном идут высказывания подобного типа: «Не замечать успешной деятельности Владимира Торлопова могут лишь журналисты, щедро оплачиваемые теми, кто не желает добра республике».
А как на все это реагирует Глава республики Торлопов, надуваемый газетой, как футбольный мяч? Молча. То гигантская афера с «Байкал-углем» и шахтами Воркуты и Инты, выдается за «операцию, поставившую на уши первых лиц государства и пяток олигархов». То Подлузский расписывает участие Торлопова в заседании Госсовета: «На реплику Путина не вскочил по стойке смирно и не воскликнул есть!. Он (Торлопов И.Р.) даже вклинивался в реплики ВВП Наш интеллигентно воспитанный Глава вынужден чуть ли не перебивать Президента, чтобы удержать процесс в разумном направлении».
Ну вот. А еще болтают, что сегодня нет никакой альтернативы нынешнему президенту. Вот она, альтернатива, Торлопов. Теперь понятно, зачем понадобилась комиссия по этике? Это чтобы ни одно издание Республики Коми не усомнилось в том, что, во-первых, Торлопов лучший губернатор и лучший хозяйственник из всех имеющихся на Руси (хотя социально-экономические показатели, достигнутые республикой, свидетельствуют об обратном); во-вторых, что Бихерт лучший в мире руководитель журналистов и печатных изданий (хотя в реальности, поговаривают, что Рейнгольд Иванович приторговывает компроматом, в том числе на Торлопова и его ближайшее окружение), а в-третьих, что Подлузский самый лучший и самый этичный журналист и редактор (хотя в этом, как указывалось выше и будет показано ниже, есть серьезные сомнения).
Мертвые души Правда, для того, чтобы народ во все это поверил, нужно «надуть» или, как сейчас говорят, «раскрутить» и самого журналиста. Но это в данном случае не просто. Поэтому Подлузского презентуют нам как поэта: «О нем говорят и спорят в литературном бомонде Москвы, подборки его печатают крупнейшие российские журналы», сообщает газета. Кто же это? Может быть, Евтушенко времен написания «Бабьего Яра»? Или Пастернак после присуждения Нобелевской премии? Нет, господа. Это Владимир Подлузский. Вы что-нибудь слышали о таком поэте? Нет? И я нет.
Впрочем, я себя к московскому бомонду не отношу, там, может, говорят и спорят. И есть ведь о чем. Ведь сам Глава Республики Коми Владимир Торлопов наградил Подлузского почетной грамотой. А поэтесса Надежда Мирошниченко разразилась статьей под названием «Родина, долгожданный поэт пришел!», где со всей присущей художникам прямотой, со всей силой недюжинного таланта призналась: «Такие поэты даются народу Богом. Что касается моего личного читательского опыта, я считаю, что впервые после Есенина у нас появился национальный поэт такого же уровня, написавший поистине народную книгу».
Сложно вообразить всю глубину и ширину читательского опыта Мирошниченко, но, безусловно, таким, например, перлам в истории русской и мировой литературы нет равных: «Во френче Керенский и Ленин, накрывший кепкою страну. России белые колени не раз стояли на кону». Дрожь пробирает. Мало того, что Керенский и Ленин, как сиамские близнецы, умудрились влезть в один френч и накрыть кепкой Россию, как Лужков Москву. Мало того, что Подлузский, ковыряясь под юбкой любимой страны, отыскал у нее белые колени. Мало! Так он еще и душу материализовал: «И отпечаталась иконкой на хлебе русская душа». Видимо, именно по поводу этих бессмертных строк во время приема Подлузского в Союз писателей России было сказано, что он « ярко выраженный национальный поэт его стихи пиршество благоуханной русской речи». Одним словом, как когда-то определили Ильф с Петровым, «раздача слонов и материализация духов».
Мирошниченко, признавшаяся не так давно, что пишет поэму, которая, выражаясь словами классика марксизма-ленинизма, будет «почище Фауста Гете», то бишь получше пушкинского «Евгения Онегина», обозвала Подлузского тоже классиком, что меня лично совсем не удивляет. Подумаешь, один графоман хвалит другого. Неудивительно и то, что на разрекламированную презентацию книги «нового Есенина» (бедный Сергей Александрович!) никто не пришел, что вынудило Подлузского сотворить неуклюжий, как вся его деятельность, афоризм: «Поэт должен собирать не залы, а души». Тут, правда, так и просится сравнение с известным персонажем еще одного классика русской литературы, Николая Васильевича Гоголя, но, честно скажу, что ревизской сказки не видел, а потому определить, которые из тех душ мертвые, а которые живые, не берусь. Удивляет другое: мероприятия, на которых графоманам вроде Подлузского или Мирошниченко воздаются невиданные почести, посещают многие руководители республики, включая самого Торлопова.
Посконные холсты
Как было сказано в «Экспресс-Неделе», «вопреки расхожему мнению о застое в литературе», Владимир Подлузский издал-таки еще один сборник шедевров под названием «Посконные холсты». Об этом можно было бы и не писать, если бы этим названием Подлузский не отразил бы с абсолютной точностью происходящие в республике и, в частности, в Сыктывкаре процессы. Богатейшая в стране экономика в руинах. Шахтеры месяцами без зарплаты. Один бизнес-авантюрист сменяет в окружении Торлопова другого. Скандалы не утихают. Воистину посконные холсты. Но не столь уж безобидные, как можно было бы подумать. Потому что «патриоты» Подлузский и курирующий его Бихерт уже принялись искать врагов русского народа. В Коми.
«Нация наконец-то вспомнила, что в большинстве своем она русоволосая и синеглазая». Это откуда? Из «Майн кампф»? Нет, это цитата из статьи Подлузского, написанной после одного из терактов в Москве. Чем хуже ситуация в республике, тем чаще в газете, которая является одним из рупоров Главы, появляется примерно такое: « Все государства мира построены на традиционных религиях. У нас же идет мощное укрепление не типичного Заморочена вся Россия! Дробится не только национальное, но и религиозное, что еще страшнее!.. Когда пошли суверенитеты, республика оказалась расчлененной на сто частей: татары, украинцы, евреи, азербайджанцы и, конечно, коми. Странно, конечно, если бы в Коми не было коми. Как и азербайджанцев, которых десятилетиями свозили сюда на нефтепромыслы. И украинцев, которые наряду с немцами и другими народами поднимали Воркуту. Да и всех остальных, которых во времена не столь отдаленные десятками тысяч ссылали на Север. Однако не все потеряно. Подлузский убежден, что новая власть намерена исправить перекосы. Обращение Владимира Торлопова к православию показывает, что Глава идет в русле Владимира Путина и готов обратить свое внимание на славянский электорат». Не думаю, что в этом высказывании содержится комплимент Путину. И вообще, Главе лучше было бы обратить свое внимание не на «славянский электорат», а хотя бы на тех славян, что остаются без заработка в Воркуте и Инте. Как и на неславян, пьющих из той же чаши. Но это ж сколько работать надо! Гораздо проще пером особо приближенных журналистов озадачить людей совершенно иными проблемами, которые к ним не имеют никакого отношения. Пока не имеют.
Невинный с виду флирт руководства республики с профашистски и даже нацистски настроенной газетой, возвеличивание недалекого и явно нездорового человека, дорвавшегося до печатных полос, может закончиться печально. Не беда, что на презентацию книг Подлузского пока ходят единицы. Как известно, знаменитый «пивной путч» вырос из маленькой «тусовки» на юге Германии, которая вовсю раздувала талант и величие своего лидера.
Утешает лишь тот факт, что до сих пор все акции, проводившиеся под эгидой Главы республики, а именно: приватизация угольных шахт Воркуты и Инты, думская избирательная кампания руководителя ОАО «Связь» Республики Коми Викентия Козлова, «раскрутка» в качестве крупного телевизионного менеджера Евгения Хлыбова, заканчивались полным фиаско. Скорее всего, подобная участь ожидает и «совместный проект» Торлопова с Подлузским и его профашистской газетой.
После всего вышесказанного, думаю, иллюзий, связанных с журналистской этикой и народившейся в Коми комиссией, не остается. Понятно, какая именно этика будет насаждаться. Этика, материализующая самые страшные, самые отвратительные духи недавнего прошлого.
На фото: Рейнгольд Бихерт, председатель Союза журналистов республики Коми